На большой скорости используйте резаное ведение в передней стойке
Для отработки этого приема надо отыскать склоны с жестким
снежным покровом. На довольно большой скорости, как только
начат поворот, загрузите внутренний кант внешней по отношению
к повороту лыжи в несколько передней стойке, т. е. слегка
наклонившись вперед. Для этого вы должны чувствовать давление
основания большого пальца ступни и нажим голени о переднюю
стенку голенища ботинка. Передавать давление следует наклоняя
колено внешней к повороту ноги вперед и внутрь. Туловище при
этом равномерно опирается на внешнюю лыжу в угловом положении,
ибо оно более выражено, чем обычно (рис. 72).
Рис. 72. Начало поворота резаным скольжением
при загрузке носка лыжи.
Передняя часть канта лыжи врезается в снег, и вы чувствуете
себя втянутым в узкую колею строгой траектории виража. Ваша
лыжа подобно настоящему ножу режет снежный наст соответственно
траектории, заданной углом за-кантовки лыжи и степенью наклона
туловища вперед.
Здесь я говорил только о внешней лыже, ибо она должна играть основную роль
при выполнении поворота (рис. 73).
Рис. 73. Выход ив поворота резаным скольжением
с загрузкой носка лыжи.
Можно резать поворот и на внутренней лыже. Если у вас аркооб-разная
форма ног, то вы все время будете стремиться загружать внутреннюю
лыжу — а это уже ошибка. Я дальше снова буду говорить о резаном
скольжении на внутренней лыже. А пока, наоборот, сосредоточьте
все усилия на внешней лыже. Если вы не чувствуете себя в полном
равновесии, смело отрывайте внутреннюю лыжу или по крайней
мере приподнимайте ее задник — и вы убедитесь, что необходимо
наклонять колено вперед и внутрь в сочетании с довольно выраженным
угловым изгибом в тазу. Такое резаное скольжение в передней
стойке сослужит вам хорошую службу на леденистом склоне. Этот
прием очень эффективен на склонах средней крутизны и на довольно
большой скорости. Его не следует применять на крутых склонах
(здесь он ненадежен) и на очень пологих склонах, так как резаное
ведение всегда сопряжено с некоторым торможением.
Вы совершите также ошибку, если привыкнете скользить на лыжах,
используя только резаное ведение в передней стойке. Вы много
потеряете тогда в равновесии, возможности лучшего скольжения
и быстроте реакции. В зависимости от крутизны склона
и состояния снега повороты следует вести или плоско держа
лыжи на снегу, или резаным скольжением на задниках, или резаным
скольжением в передней стойке. Когда
же вы станете настоящим виртуозом лыж, то сумеете использовать
все три вида скольжения поочередно в течение одного перемещения
по дуге поворота.
ДОБИВАЙТЕСЬ УВЕРЕННОГО СКОЛЬЖЕНИЯ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ
Для торможения достаточно мгновенной закантовки лыж
Вы, конечно, не раз восхищались тем, как опытные лыжники, и в частности слаломисты,
лихо сбрасывают скорость в течение десятой доли секунды при
резкой закантовке, вырывая из-под лыж фонтан снега. Сейчас
вы можете овладеть этим приемом, но, чтобы хорошо подготовиться
к нему, работайте поэтапно.
В процессе бокового соскальзывания делайте закантовки (рис.
74).
Рис. 74. Боковое соскальзывание и закантовка.
На крутом склоне с жестким снежным покровом начните боковое
соскальзывание, развернув туловище вниз по склону и держа
нижнюю палку наготове к уколу. Быстрым движением, наклонив
колени к склону и усиливая угловое положение, закантуйте лыжи.
В это же мгновение нанесите укол палкой для поддержания равновесия.
Соскальзывание сразу же прекратится. Снова начинайте соскальзывание
точно в направлении линии ската и — снова закантовка с уколом
палкой. Повторяйте упражнение десятки раз. При закантовке
по-немногу усиливайте наклон коленей, дополняя его небольшим
сгибанием ног. Вы будете чувствовать, как улучшается сцепление
кантов со снегом. Попробуйте теперь все это проделать в косом
спуске. Закантовка в косом спуске. Сделайте сначала закантовку в
косом соскальзывании (рис. 75).
Рис. 75. Косое соскальзывание и закантовка.
С самого первого спуска вы заметите, что, прежде чем делать
закантовку, следует слегка развернуть лыжи поперек. Это уже
должно получиться так же просто, как обычный небольшой разворот
лыж, который вы делаете для входа в простое соскальзывание.
Вы почувствуете также, что небольшое сгибание ног, которое
делается для разворота лыж, подготавливает к выполнению закантовки.
Закантовка делается так же, как и при боковом соскальзывании,
резкой постановкой лыж на ребра за счет наклона коленей, увеличения
углового изгиба и укола внешней к повороту палкой
(рис.76).
Рис. 76. Мгновенная закантовка.
Чтобы выполнить движение наилучшим образом, сильнее загрузите задники лыж в
тот момент, когда начинается вращение; и в то же время, подготавливая укол палкой,
поверните еще сильнее туловище в сторону долины.
Сделайте сначала закантовку на небольшой скорости. Когда
вы уловите механизм движения, начинайте его не из соскальзывания,
а непосредственно из косого спуска, понемногу сгибаясь в ногах
и сосредоточивая вес на задниках; лыжи начинают разворачиваться;
приготовьтесь к уколу палкой и— гоп!—закантовка. Сотни раз
повторяйте это движение. Повторяйте до тех пор, пока полностью
не овладеете закантовкой, которая даст возможность в течение
десятой доли секунды совершать остановку, сбрасывать скорость
или находить прочную опору на снегу — ту самую опору, которую
можно будет научиться использовать для отработки техники входа
в поворот.
Используйте прыжок в поворотах на крутых склонах
Когда вам удастся освоить торможения закантовкой, тогда вы смбжете научиться
поворотам прыжком иа крутых склонах.
Как выполняется поворот прыжком? Начинайте косой спуск по крутому склону на
небольшой скорости. Сделайте четкую закантовку (соскальзывание
задников с закантовкой лыж и нанесением укола палкой снизу).
Но, вместо того чтобы закрепиться в этом положении, как при
остановке, подпрыгните, продолжая поддерживать равновесие
с помощью опоры на палку и разворачивая лыжи в сторону долины
(рис. 77).
Рис. 77. Короткий поворот с прыжком.
При чтении это может показаться сложным, но на практике это
довольно просто, ибо элементы приема при исполнении связываются
сами собой. Немного спуститесь по склону: короткое соскальзывание
предшествует закантовке. В момент закантовки ноги начинают
«сдавливаться» и вынуждают в ритме подпрыгнуть с силой (подобно
отскоку резинового мяча от пола). Аналогичный механизм сжатия
при скручивании вызывает в момент подскока вращение лыж от
склона (см. «Анализ методов обучения»). Чтобы удостовериться
в сказанном, проделайте упражнение, которое,, кстати, подготовит
вас к повороту прыжком.
Отработайте сначала закантовку с подскоком
Подскок в этом случае понимается как резкое динамичное движение, взрывное
усилие, толчок. Начните косой спуск на склоне средней или
большой крутизны. В прямолинейном движении траверса немного
соскользните вбок для того, чтобы сделать четкую закантовку
с уколом палкой. Но, вместо того чтобы остановиться при такой
закантовке, используйте ее для прыжка на месте и возобновите
косой спуск (рис. 78). Опора на нижнюю палку, которой наносится
укол в момент закантовки, способствует устойчивости.
Рис. 78. Опора и подскок.
Вас может удивить, что во время разгрузки лыжи разворачиваются
в сторону долины и при приземлении на склон имеют менее выраженное
направление траверса, чем до этого. Подскок вверх, наступающий
после мощной опоры о склон, и вращение лыж в сторону долины,
которое следует за вращением противоположного направления
в соскальзывании,—одно слитное движение. Речь идет о своего
рода возвратно-поступательном движении. Такие движения трудно
описывать, но легко выполнять, как только прочувствуешь их
(рис. 79).
Рис. 79. Серия соскальзываний с подскоками.
Не стоит поэтому разбираться во всех деталях приема. Лучше
сразу пробуйте; и пробуйте до тех пор, пока движение не пойдет.
И с этого момента вам только останется следить за тем, чтобы
лыжи не перекручивались при подскоке!
ГОДИЛЬ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ
На крутом склоне сделайте очень четкую закантовку в сочетании с уколом палкой
и войдите в короткий поворот прыжком с минимальным выпрямлением
тела. Пройдя линию ската, затормозите соскальзывание; перед
тем как лыжи достигнут поперечного положения, закантуйте их;
снова поворот прыжком... и так далее (рис. 80, 81).
Рис. 80. Стойка приседа в годиле-торможении.
Рис. 81. Годиль-торможение на очень крутом склоне.
Следите за правильной стойкой в моменты закантовки
В моменты закантовок туловище должно быть развернуто вниз по склону, руки широко
разведены, а нижней палкой нанесен укол сбоку-внизу. Только при том условии,
что во время подскока лыжи развернутся в сторону долины на достаточно большой
угол (по меньшей мере на 45°), поворот начинается благополучно без дополнительного
движения тазом или выставления лыжи в упор. В момент каждой закантовки туловище
развернуто в сторону долины.
Добивайтесь постоянного разворота туловища в сторону долины
в течение всех фаз поворота. Это поможет отработать годиль,
в котором работа полностью выполняется ногами.
Не выпрямляйтесь во время подскока
Вы прочувствовали и уже знаете, что вслед за закантовкой разгрузка и вращение
лыж выполняются слитно и представляют собой возвратно-поступательное движение.
Но внимание! Если во время подскока, вместо того чтобы подпрыгнуть в собранном
положении, вы выпрямитесь, то лыжи не войдут во вращение и вы будете вынуждены
использовать иное движение, чтобы ввести их в поворот (вращение туловища или
бросок таза, которые ведут к технике бросковых движений в повороте; эта техника
не позволяет быстро тормозить в повороте, без чего невозможен сам годиль). Будьте
внимательными: не разгибайтесь после закантовки и оставайтесь все время в согнутом
положении.
Тормозите за счет опоры на задники лыж
Вполне возможно, что ошибка, которая мешает вам легко выполнить го-диль-торможение,
— недостаточная загрузка задников лыж. Современные лыжи конструируются особым
образом. Они требуют максимальной опоры на задники, если лыжник хочет во время
закантовки при поперечном положении лыж на склоне получить наилучшее сцепление
со снегом. Ну, а так как подготовка такого сцепления начинается во второй половине
поворота, то в этой фазе и следует максимально давить на задники начиная с того
момента, когда лыжи возобновят контакт со снегом после приземления. Впрочем,
находясь в положении задней стойки во время движения в повороте, куда проще
дать возможность вращаться одним только ногам, оставляя независимым положение
туловища и не вовлекая его во вращение,
Сохраняйте широкое ведение лыж
Годиль-торможение значительно легче выполнять при широком положении лыж.
И это не только потому, что равновесие становится устойчивее.
При широком ведении легче сцепиться со снегом нижней лыжей,
наклонив колено соответствующей ноги в момент закантовки.
А имея лучшую опору на эту лыжу, легче затем подпрыгнуть вверх
на склон, максимально способствуя входу в поворот. При
широком ведении вы хорошо почувствуете боковое отталкивание
при переходе из одного поворота в другой (рис. 82), что для
годиля-торможения куда важнее, чем для других коротких поворотов.
Рис. 82. Боковое отталкивание в годиле-торможении
При этом в момент закантовки на нижней лыже верхняя лыжа
сразу освобождается для начала движения в следующем повороте.
Годиль-торможение из упора
Даже самые хорошие лыжники иногда применяют небольшой упор
при выполнении коротких тормозящих поворотов на крутых склонах.
О каком же типе упора идет здесь речь? Это тормозящий упор
нижней лыжей (см. раздел для лыжников среднего уровня). Хотите
попробовать? Как раз перед за-кантовкой дайте возможность
заднику нижней лыжи опуститься немного ниже по склону и сделайте
сразу закантовку, сосредоточив опору главным образом на нижней
лыже. С самого начала подскока верхняя лыжа, которая до сих
пор оставалась свободной, может начинать вращение в повороте.
Она немного опережает нижнюю лыжу, что приводит к небольшому
упору; вскоре к ней присоединяется и нижняя лыжа (рис.83).
Рис. 83. Годилъ-торможение с упором.
Вы продолжаете потом поворот, за грузив обе лыжи, до очередной
закан-товки, которая также делается с небольшимотведением
нижней лыжи в упор. В коротких тормозящих поворотах из упора
больше, чем в годипе с широким ведением, ощущается боковое
отталкивание, которое возникает при каждой закантовке и приводит
к боковому броску из одного поворота в другой.
Для начала—годиль с прыжками и торможениями
Если вы не можете сразу освоить годиль-торможение, советую
сначала выполнить его в следующей упрощенной форме. Начинайте
на крутом склоне боковое соскальзывание, направляя его точно
вбок по линии ската. Туловище развернуто в сторону долины,
рука с нижней палкой готова к нанесению укола. Сделайте четкую
закантовку и, подпрыгнув вверх, разверните в сторону долины
по меньшей мере на 90° поднятые разгруженные задники лыж.
Приземляйтесь на задники лыж; старайтесь сразу же возобновить
новое, обязательно боковое, соскальзывание (рис. 84). Потом
повторите все снова.
Рис.84. Годиль из соскальзываний прыжком.
|