ИСПРАВЛЯЙТЕ СВОИ ОШИБКИ
В 90% случаев начинающие лыжники преодолевают первый этап
обучения в течение одного курса катания на лыжах или же за
несколько субботне-воскресных занятий. Иногда из-за вполне
естественных обстоятельств (пожилой возраст, чрезмерная полнота,
физическая слабость, явно заметная неуклюжесть, некоторый
невосполнимый физический дефект) этот этап растягивается и обучение проходит медленнее. Многие
из новичков задерживаются в своем развитии только из-за того, что не в силах преодолеть
какой-то существенный недостаток в эбавиться от крупной ошибки. Именно для последних
и предназначен материал главы для начинающих.
Вы давно уже катаетесь на лыжах и никак не можете избавиться от плуга? Такое
случается часто. Но, прежде чем давать советы, следует разобраться в каждой отдельной
ситуации.
Возможно, Вы не расстаетесь с плугом потому, что, как только
скорость становится чуть большей, чем у быстро идущего пешехода,
вы начинаете бояться и невольно тормозите. Здесь вам не помогут
никакие советы по исправлению техники. Переходите на самые
простые склоны и катайтесь вдоль линии ската в параллельном
положении лыж или в небольшом скользящем упоре, следуя указаниям
для новичков.
Ну, а если вы принимаете положение плуга во время выполнения
поворота? Это небольшая беда. Через несколько занятий сможете
уловить скользящее движение в упоре, которое позволит вам
продолжить начальное обучение.
ЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ УПОРОМ И ПЛУГОМ
Выберите простой и ровный склон. Начав спускаться вниз по
склону, разгонитесь и «откройте» плуг — скорость убавится.
Попробуйте отвести колени немного в стороны и не цеплять снег
внутренними кантами лыж — торможение уменьшится, и вновь увеличится
скорость. Снова притормозите плугом—и снова отведите в стороны
колени. Прочувствуйте, как/ лыжи почти плоско идут по снегу.
Чередуйте движения до тех пор, пока не осознаете ясно, что
отличает плуг от упора. Эта разница так же велика, как не
похожи друг на друга косой спуск и соскальзывание (рис. 42).
Рис. 42. Торможение и соскальзывание.
УЛОВИТЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ СКОЛЬЗЯЩИМ УПОРОМ ВЕРХНЕЙ ЛЫЖЕЙ И ТОРМОЗЯЩИМ
УПОРОМ НИЖНЕЙ
В косом спуске поставьте в упор верхнюю лыжу, удерживая ее
почти плоско на снегу, чтобы она мягко скользила; приставьте
ее к нижней в параллельное ведение. Повторите движение несколько
раз подряд. Выставьте в упор нижнюю лыжу, закантовав ее для
торможения. Повторите несколько раз. Навсегда запомните: когда
вы выставляете в упор верхнюю лыжу, то делается это не для
торможения, а для начала скользящего поворота от склона. Для
торможения в косом спуске следует действовать нижней лыжей
(рис. 43). Отработайте теперь поворот в скользящем упоре и
торможение упором в конце поворота (см. стр. 24 и 32).
Рис. 43. В косом спуске на крутом склоне.
Если вы пробовали делать эти повороты до того, как четко
уловили описанную здесь разницу в движениях, то наверняка
у вас развилась и укрепилась ошибка, от которой многие тысячи
лыжников не могут избавиться всю свою жизнь, — речь идет о
торможении во время ведения поворота.
ИЗБАВЛЯЙТЕСЬ ОТ БЕСПОЛЕЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ ТУЛОВИЩЕМ
Не исключено, что вас обучали «усовершенствованной» технике
плуга с размашистыми движениями туловищем. Быть может, вы,
подобно многочисленным трудолюбивым начинающим лыжникам, которых
я всегда встречаю на склонах, стремитесь отыскать в совершенствовании
этих движений тот эффект, который вам приносят движения ног?
Забудьте все, что вы делали раньше, и сконцентрируйте внимание
на работе голеностопов и коленей.
В девяти случаях из десяти плохо выполненное движение туловищем
вредит действиям ног. Старайтесь, чтобы таз при движении все
время находился посередине лыж (рис. 44). Только таким образом
ноги могут обрести максимальную подвижность и эффективность
в действиях.
Рис. 44. Ее делай бесполезных движений туловищем.
НЕ НАПРЯГАЙТЕ ВНЕШНЮЮ НОГУ
В повороте вы напряженно держите внешнюю ногу? Согните же ее во время движения!
Как часто можно слышать советы, которые не приносят никакой пользы. Примерно
у половины начинающих лыжников, да и у тех, кто уже освоился с лыжами и может
спускаться на простых трассах с поворотами, заметно напряженное положение выпрямленной
внешней ноги во время ведения поворота. И во всех случаях причина одна: лыжник
делает дополнительное усилие ногой, чтобы получился поворот,— это не помогает;
тогда он еще сильнее давит на ногу—выходит еще более неуклюже. Нога словно деревенеет,
и, опершись на нее, лыжник делает некое подобие поворота. Постараемся понять,
почему это происходит.
Возможно, вам кто-то сказал или вы сами решили, что для того, чтобы вращались
лыжи, необходимо вращать туловище. В таком случае наиболее часто происходит
следующее. Вслед за вращением туловища наружу дуги поворота выталкивается таз.
Но лыжи не следуют за вращением, и тогда, стараясь сделать поворот, напрягают
ногу. Избавиться от недостатка можно делая поворот не туловищем, а только движением
ног. Вновь повторите поворот в скользящем упоре (стр. 24) и поворот бракажем.
Возможно, вы овладели поворотом, основываясь на технике поворотов
плугом, и у вас сохранилась привычка усиливать давление внешней
ногой. Когда вы спускаетесь на малой скорости, этот недостаток
не так серьезен. Но в повороте на возросшей скорости напряженно
выставленная в сторону нога с положением лыжи, поперечным
движению, бьется о неровности снежного покрова и сотрясает
вас. В таком случае при входе в поворот пробуйте меньше выставлять
лыжу в упор или в плуг. Если это не помогает, повторите поворот
в скользящем упоре. Возможно, внешняя нога выпрямлена потому, что во время поворота сильно загружается
внутренняя лыжа. Постарайтесь прочувствовать, относится ли
к вам этот случай (рис, 45).
Рис. 45. Недостаток №1 — напряженность внешней ноги.
Не кажется ли вам, что бессмысленное усилие, которое вы делаете
внешней ногой, создает иллюзию опоры на нее? Такое бывает
часто. Чтобы исправить ошибку, попытайтесь загружать обе лыжи
во время ведения всего поворота. Для этого следите, чтобы
таз находился как раз посередине над лыжами. Видимо, этого
будет достаточно, чтобы исправить ошибки, не прибегая к переучиванию
всего приема в целом.
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОВЛАДЕТЬ ПРАВИЛЬНОЙ
ТЕХНИКОЙ ПОВОРОТА ИЗ УПОРА?
Вам кажется, что вы уже преодолели уровень поворота плугом, и при хорошем снежном
покрове вам иногда удается сделать полный поворот из упора на склоне средней
крутизны при спуске со средней скоростью. Но нередко еще возникают трудности
при выполнении поворота из упора, и вам, естественно, хочется знать, как их
преодолеть.
Если вы падаете назад всякий раз, когда спускаетесь вниз
по склону, то это может происходить по ряду причин.
Быть может, склоны еще слишком круты для вашего уровня владения
техникой; и, как только в повороте вы достигаете линии ската,
резкое ускорение сбивает с ног.
Не исключено, что вы сверх меры тормозите в упоре перед тем,
как развернуться вниз по склону. Торможение вынуждает находиться
в задней стойке (загружены задники лыж), и, как только движение
резко убыстряется, вы падаете.
Может быть, вы попросту испытываете непреодолимый страх
перед склоном и от сознания, что вы катитесь прямо вниз по
склону, у вас подкашиваются ноги. В этом случае заставьте
себя поработать на простых и средних трассах на средней скорости
в длинных скольжениях в упоре з направлении вниз по склону.
Если вам во время поворота не удается держать лыжи в параллельном положении,
если они съезжаются, то, возможно, вы допускаете несколько ошибок.
Прежде всего слишком широко разводите упор. Дело в том, что начиная с некоторого
угла разведения лыж опора в основном приходится на внутренние канты лыж. И,
как только вы хотите приблизить внутреннюю лыжу, она цепляется за снег.
Быть может, вы сверх меры стараетесь сместить свой таз к внешней лыже под предлогом,
что преимущественно опираетесь на нее. Тогда внутренняя нога вытягивается, лыжа
становится на кант и, как только вы хотите приставить ее, начинает цепляться
за снег.
Возможно, вы еще не уловили наиболее благоприятный момент для перехода из положения
упора в положение широко расставленных параллельно лыж. На малой или на средней
скорости этот момент возникает при пересечении линии ската. До этого вы преимущественно
опирались на внешнюю лыжу, и это мешало ей вращаться. Позднее, даже если этого
не хотите, вы больше опираетесь на другую лыжу—внешнюю по отношению к повороту.
Есть ряд причин, вызывающих выпрямление внутренней ноги, вследствие чего лыжа
становится на кант, и это затрудняет приставление ее к другой (рис.46).
Рис. 46. Ошибки в повороте из упора.
Наконец, вероятно, вы поняли, что речь идет не о том, чтобы
приставить внутреннюю лыжу к внешней, а о том, как развернуть
первую до параллельного положения. Эти движения предполагают
противоположную работу колена: в первом случае увеличивается
опора на внутренний кант, во втором — лыжа раскантовывается
прежде, чем повернуться(рис. 47).
Рис. 47. Правильное и неправильное приставление лыжи в
упоре.
НА ТРАССАХ ВАС ОДОЛЕВАЕТ СТРАХ!
Вы чувствуете себя на лыжах беспомощным, неуклюжим, скованным?
Не можете справиться с движениями из-за того, что испытываете
страх? Причем боязнь эта не осознанная, а какая-то внутренняя,
с которой вы ничего не можете сделать? Это редкий случай,
но он бывает на практике. В этой ситуации самое лучшее — найти
опытного инструктора, который при помощи тщательно подобранных,
последовательно возрастающих по трудности упражнений поможет
вам преодолеть страх. Я знаю одного парня, хорошего лыжника,
который научил свою невесту (редкую тихоню) кататься на лыжах,
постоянно поддерживая ее во всех упражнениях за руку. В прямых
спусках, в соскальзываниях, потом в поворотах он
скользил справа или слева от нее по отношению к центру
поворота. Через неделю она выполняла повороты от склона на
трассе для лыжников среднего уровня...
Я не предлагаю настоятельно искать себе жениха или невесту среди лыжных инструкторов.
Но в данном' случае стоит найти инструктора, с которым бы у вас установились
отношения полного доверия. Благотворное влияние во время первых прогулок и простейших
спусков могут оказать короткие лыжи. Затем, особенно в течение первого сезона,
лучше использовать лыжи длиной 160—175 см.
Выбор лыжного центра и выбор трасс для катания имеет первостепенное
значение. Многие лыжные станции в наши дни, к сожалению, не
имеют хороших трасс и хороших подъемников для новичков. Некоторые
трассы настолько малы по длине и узки по ширине и на них катается
так много людей, что начинающему лыжнику надо обладать способностями
слаломиста, чтобы как-то спускаться по ним. Я удивляюсь тому,
что до сих пор эта очень важная проблема не решена, А следовало
бы учесть, что зимой количество так называемых неспортивных
отдыхающих растет в последние годы значительно быстрее, чем
число владеющих лыжами, и может получиться, что многие начинающие
лыжники перейдут в разряд простых созерцателей.
И если вы хоть частично преодолели свой страх, приступайте
к обучению по нашей методике. Вам больше всего подходят сейчас
пологие склоны. В простейших спусках, используя предложенные
упражнения, развивайте чувство равновесия, рефлексы и навыки
движений. Это поможет вам избежать нервно-мышечной закрепощен-ности,
возникающей при получении извне директивных указаний и при
попытках навязать вам чужую волю.
|