ПРИСТУПАЙТЕ К СОСКАЛЬЗЫВАНИЯМ
Соскальзывание! Вы его уже делали!
Я еще не сказал ни слова о соскальзывании. Нет ничего сложнее соскальзываний
на пологих склонах. Но, может быть, вы уже не раз выполняли их (так же как мольеровский
Журден, не ведая того, говорил прозой). В самом деле, во время поворота из упора
верхней лыжей, после того как вы выезжали на линию ската, непременно начиналось
соскальзывание. Если вам удавался бракаж в естественной остановке, то вы вынуждены
были соскальзывать поперек движения прежде, чем остановиться (рис. 22). Таким
образом, у вас уже есть навыки сохранения равновесия при соскальзывании, и вы
быстро освоите следующие элементы техники.
Рис. 22. Поворот и соскальзывание бракажем.
Соскальзывание между двух лыжных палок
На наиболее крутом участке склона, даже если его длина всего несколько метров,
воткните обе палки в снег: одну сверху и несколько впереди
себя, другую внизу-сбоку (рис. 23).
Рм. 23. Первое соскальзывание.
Притопчите и пригладьте снег между палками, если это необходимо,
и поднимитесь к верхней палке. Согните слегка ноги (как для
стойки спуска), расставьте лыжи на 10—20 см и, расслабив в
голено-стопах мышцы, раскантуйте лыжи, т. е. дайте им возможность
развернуться плоско на снегу. Вы сразу, же проскользнете боком
вниз до другой палки. Поднимайтесь и снова начинайте соскальзывание.
Повторяйте движение до тех пор, пока не прочувствуете мускульные
ощущения в голеностопах. Если у вас крепкие ноги и вы ими
чутко управляете, то заметите, что при соскальзывании колени
следует отклонять от склона. Лыжник худощавого телосложения
с большой подвижностью в суставах будет управлять движением
за счет усилий в голеностопах. Главное, вы должны научиться
разворачивать лыжи плоско на снегу и соскальзывать.
Торможение упором нижней лыжей и переход в соскальзывание
Если у вас легко получалось торможение в косом спуске за счет выставления в
упор нижней лыжи, то вы быстро освоите вход в соскальзывание
этим способом. Чтобы принять положение упора, вытолкните задник
нижней лыжи, загрузите лыжу и прочувствуйте опору на ее внутреннем
канте; разверните верхнюю лыжу в параллельное положение с
нижней — начинается соскальзывание. В этом случае лыжи не
раскантованы, т, е. не поставлены плоско на снег. Это другой,
более грубый, способ соскальзывания, во время которого лыжи
немного развернуты поперек движения *.
* В отличие от бокового соскальзывания, при котором лыжи развернуты строго
поперек движения, такой вид соскальзывания у нас принято называть косым. (Прим.
перев.)
Такое соскальзывание ведет к резкому торможению, и через
несколько метров вы остановитесь. Чтобы хорошо овладеть соскальзыванием,
пробуйте уменьшать закантовку нижней лыжи, выставляйте ее
более плоско на снег. В итоге разовьются навыки равновесия
при соскальзываниях. Они вам очень пригодятся при освоении
техники поворотов, которую вы вскоре будете отрабатывать на
большей скорости.
Заметьте, что при выставлении в упор нижней лыжи тело принимает характерное
по отношению к этой лыже положение. Об этой позе (угловое
положение и положение опережения) я подробно буду говорить
ниже. Такое положение -
самое лучшее для выполнения соскальзывания: туловище развернуто
в направлении движения (рис. 24), и только ноги слиты с лыжами,
слегка развернутыми к склону по сравнению с направлением общего
спуска в траверсе.
Рис. 24. Упор нижней лыжей и соскальзывание.
Избегайте типичной ошибки, которая часто возникает вследствие
закрепощенного положения тела: в момент начала соскальзывания
не разворачивайтесь вновь лицом к лыжам — разворачиваются
только ноги. Это движение вы лучше прочувствуете в соскальзывании,
к которому мы сейчас переходим.
В косом спуске сделайте бракаж и соскальзывайте
Этот способ позволит вам улучшить технику соскальзывания.
Применять его можно даже на пологих склонах, только тогда
перед соскальзыванием нужно сильно разогнаться.
Если вы овладели так называемой естественной остановкой (т. е. резким разворотом
лыж бракажем) на прямом спуске (см. стр. 22), вам легко будет сделать это же
движение во время траверса склона. Действовать здесь надо помягче, без резкого
рывка, меньше загружать задники, иначе можно упасть.
Если же естественная остановка у вас не получилась, то бракаж из косого спуска
можно использовать как подготовительный этап для освоения
остановки. Начинайте спуск в траверсе с более широким, чем
обычно, положением лыж. Чуть побольше согнитесь, почувствуйте
большую опору на лыжи, особенно в задней части; и, как только
у вас возрастет скорость, поверните сразу обе ступни (рис.
25).
Рис. 25. В косом спуске бракаж и соскальзывание.
Прочно держитесь посередине над двумя лыжами: у вас достаточно
для этого силы и равновесия. Лыжи разворачиваются, и вы продолжаете
соскальзывать в том же направлении. Только теперь немного
расслабьте голеностопы. Не следует оставаться согнутым; постепенно
выпрямляйтесь до обычного положения. Пытайтесь также сохранять
правильное положение головы и туловища — они должны быть развернуты
навстречу движению; смотрите далеко вперед. Как и во время
первых прямых спусков, надо дать развиться рефлекторным навыкам
поддержания равновесия при соскальзываниях. Эти навыки скоро
будут очень нужны вам для освоения техники поворотов.
НА БОЛЕЕ КРУТЫХ СКЛОНАХ ТОРМОЗИТЕ И ПОВОРАЧИВАЙТЕ ИЗ УПОРА
Не пытайтесь никогда выполнять поворот упором верхней лыжей,
если скорость стала большой или если вы вынужденно тормозите
во время скольжения в упоре, когда выходите на линию ската.
Этот совет относится и к тому случаю, когда надо повернуть
на склоне, который вы считаете для себя трудным. Наоборот,
притормозите нижней лыжей. Нет ничего проще: загрузите сильнее
внутреннюю сторону нижней лыжи, особенно ее задник, вытолкните
ее до положения упора и перенесите тяжесть тела на внутреннее
ребро упоровой лыжи — скорость убавится. Выдвиньте в упор
верхнюю лыжу и загрузите ее — скорость увеличится. Возможно,
что во время поворота скорость слишком сильно нарастает. Ни
в коем случае не тормозите. Будьте спокойны, даже если вам
покажется, что вы выедете в траверс на очень большой скорости.
Потом легко можно затормозить соскальзыванием или следующим
упором нижней лыжей. В этом повороте, как и в других поворотах
из упора, выполняемых на небольшой скорости, дождитесь момента
разворота вниз по склону, чтобы закрыть поворот (т. е. уменьшить
радиус). Переход линии ската действительно наиболее благоприятный
момент для разворота обеих лыж бракажем.
Преодолевайте страх перед крутизной склона, который заставляет
вас развернуть лыжи намного раньше. Техника приема показана
на рис. 26.
Рис. 26. Торможение упором нижней лыжей и поворот плавным
упором.
Велика роль этого упражнения. Только оно может отучить вас от стремления тормозить
во время поворота и позволит избежать очень распространенной ошибки — закрепощения
внешней ноги (см. стр. 50). Кроме того, это упражнение подготавливает к освоению
правильных закантовок, которые значительно облегчают начало исполнения поворота
и помогают быстрее освоить годиль * и спортивную технику. А пока пусть вас радует
то, что вы правильно выполняете торможение, даже если трасса не очень сложна.
* Годиль — по-французски движение кормового весла. Этим термином называются
короткие сопряженные повороты. (Прим. перев.)
|