ОВЛАДЕВАЙТЕ УЗКИМ ВЕДЕНИЕМ ЛЫЖ
Если вы занимались следуя моим советам, то сейчас катаетесь при более или менее
широком положении лыжи. Именно этого я и хотел. На этапе начального обучения
оно позволяет легче освоить технику с параллельным ведением лыж. Те, кто проходил
обучение используя технику упора, легко, как бы автоматически, переключаются
с упора на параллельное ведение. Опытные лыжники систематически используют широкое
ведение в определенных условиях.
Однако это нисколько не означает, что широкое ведение лыж станет универсальным
средством во всех трудных ситуациях на спуске. В ряде случаев для экономии усилий,
обеспечения наилучшего скольжения (при определенном состоянии снега) или даже
просто для большего изящества в движениях нужно уметь скользить на рядом поставленных
лыжах. Сейчас пришло время освоить этот прием.
Начинайте с косых спусков
Пробуйте держать лыжи вместе в косых спусках, особенно при
жестком снеге. Если вы привыкли загружать преимущественно
нижнюю лыжу, то вам легко будет добиться этого. Верхняя лыжа
играет незначительную роль при поддержании равновесия, поэтому
ее легко поставить рядом с нижней. Вы можете даже оторвать
ее целиком от снега или более или менее четко поднять задник,
чтобы прочувствовать равновесие на нижней лыже. Это упражнение
поможет освоить правильное ведение узко поставленных лыж.
Следует опасаться неточного исполнения движения, когда в равной
мере загружаются обе лыжи. Это мешает сохранению равновесия. Во время скольжения в повороте постепенно сближайте лыжи
Не надо стремиться сближать лыжи в момент входа в поворот. Мы с вами замечали,
что в этой фазе движения лучше еще больше развести лыжи. А
вот сразу после этого, т. е, во время ведения поворота, можно
пробовать сближать лыжи (рис. 57).
Рис. 57. Техника выполнения поворотов с более узким ведением.
Как и в косых спусках, равновесие в повороте регулируйте
главным образом за счет опоры на одну лыжу — внешнюю, и тогда.
будет легко приставлять к ней другую. Внимание! При сведении
лыж до узкого ведения не допускайте равномерного распределения
веса тела на обе лыжи или, что еще хуже, преимущественной
опоры на внутреннюю лыжу!
СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ ТЕХНИКУ СОСКАЛЬЗЫВАНИИ
Я обращаюсь главным образом к крепко сложенным и динамичным лыжникам,
которые спускаются с поворотами почти по любым склонам, но делают их недостаточно
плавно. За остальных я меньше беспокоюсь: им гораздо легче стать настоящими
виртуозами соскальзываний!
Делайте серии соскальзываний бракажем
На стр. 31 я писал, как надо соскальзывать бракажем. Пробуйте понемно-гу выполнять
разворот лыж бракажем и затем соскальзывать с менее широким
положением лыж и несколько разогнувшись; причем в начале соскальзывания
разворачивайте лыжи не резко. Если склон достаточен для траверса,
то, выполнив на первых 5—10 м соскальзывание, возобновите
косой спуск, снова соскользните и так далее, сокращая с каждым
разом фазу соскальзывания. Вы овладеете в итоге упражнением,
которое называют гирляндой (рис. 58). Во время соскальзываний,
а также при выполнении гирлянд следите за тем, чтобы вместе
с лыжами разворачивались только ноги, а туловище и голова
оставались повернутыми в направлении движения.
Рис. 58. Серия частых соскальзываний с узким ведением лыж в косом спуске.
<
Если же туловище у вас поворачивается вместе с лыжами (т. е. развернуто всегда
в направлении движения лыж), то вы допускаете одну из следующих двух ошибок
или сразу обе:
1) все время смотрите на носки лыж, вместо того чтобы смотреть
в направлении перемещения, и 2) недостаточно загружаете задники
лыж для правильного ведения соскальзывания. В этом случае
лыжи соскальзывают плохо, они стремятся въехать на склон.
Надавите на лыжи—загрузите пятки!—и вы сразу почувствуете,
как началось свободное соскальзывание.
Когда вы овладеете гирляндами с довольно узким положением лыж, можете считать,
что пройден важный этап. Действительно, с этого момента не
надо больше использовать разворот лыж бракажем, ибо он требует
широкого положения лыж. Вам теперь будет нравиться более изящное
движение, так называемое винтовое, о котором я скажу подробно
в конце книги в главе «Анализ методов обучения».
НА БУГРАХ ДЕЛАЙТЕ ПОВОРОТЫ СО СГИБАНИЕМ
Бугры и ямы, образованные лыжниками в результате многократных повторений поворотов
в одних и тех же местах, портят склоны. В ряде лыжных центров
их обрабатывают с помощью специальных машин. Но, поскольку
они какое-то время остаются на трассе, необходимо приспособить
свою технику к этой форме рельефа.
Простые бугры
Такие бугры — благодать для лыжников среднего уровня, если
их правильно использовать. Научитесь и вы это делать. Въезжайте
на средней скорости на бугор, который заметили чуть раньше.
В момент, когда вы достигаете его верхушки, загрузите сильнее
ту лыжу, которая должна стать внешней к повороту, и небольшим
усилием ноги разверните ее — начинается широкая дуга поворота
(рис. 59). Внутренняя по отношению к повороту лыжа беспрепятственно
следует за движением внешней, ибо, загрузив последнюю, вы
освободили первую, которая легко повторяет движение. И не
исключено даже, что вы ее немного приподняли, не замечая того,
когда начали вращение внешней лыжи.
Рис. 59. Поворот со сгибанием и уколом палкой на буграх.
Бугры более резкого профиля на крутых склонах
Наезжая на верхушку такого бугра, следует выполнять те же
движения, которые описаны выше. Но перед этим необходимо несколько
сбросить скорость. На сильно изрытом лыжниками склоне среди
множества бугров всегда имеются выполаживания — ролочки.
Нужно научиться очень резко тормозить на этих полочках, чтобы
въехать на верхушку следующего бугра на небольшой скорости.
Затем нанесите укол нижней палкой, обопритесь на нее и в то
же время устремитесь в следующий вираж, разворачивая внешнюю
лыжу так, как делали раньше. При этом надо, быть может, усилить
сгибание, чтобы создать лучшие условия для сцепления лыж со
снегом на крутом участке поворота.
Как притормаживать перед началом поворота? Если вы больше специализируетесь
на упоре, то сделайте это с помощью короткого упора нижней лыжей. Если предпочитаете
широкое ведение лыж — то за счет бокового выталкивания нижней лыжи. Если успешно
освоили технику движения на параллельных лыжах, то тормозите разворотом обеих
лыж бракажем в сторону, противоположную повороту.
Никогда нельзя тормозить во время ведения поворота! В любом
случае это ошибка в технике (см. стр. 70). Но здесь она особенно
опасна, ибо внешняя лыжа, легко начав разворачиваться в начале
поворота, становится поперек движения, и лыжник может резко
натолкнуться на нее, как только соскользнет со ската бугра.
Преодоление бугров помогает освоить
технику опережения
Вы, наверно, заметили, что бугры не только облегчают разворот в тот момент,
когда лыжи наезжают на верхушки, и способствуют началу движения ног в повороте.
Очевидно, и туловище также должно следовать по определенной траектории. Вы,
должно быть, уже почувствовали, что теперь основная трудность заключается не
в том, чтобы заставить лыжи разворачиваться, а в том, чтобы уметь правильно
следовать за движением верхней частью тела. Посмотрите, как сильные лыжники
лавируют между буграми, — у них все просто: туловище все время остается развернутым
вниз по склону, а в исполнении поворотов участвуют только ноги.
Почему бы и вам не делать точно так же? В момент торможения разверните плечи
вниз по склону и нанесите укол нижней палкой именно тогда, когда туловище уже
вовлеклось в поворот. Вслед за этим ноги разворачиваются и занимают нормальное
для стойки
лыжника положение. Возможно, это круговое смещение продолжается вплоть до
того момента, когда тело принимает так называемое опережающее
положение перед началом следующего поворота(рис. 60).
Рис. 60. Положение опережения в повороте.
УЧАСТВУЙТЕ В СОРЕВНОВАНИЯХ!
Лыжники среднего уровня, смело выходите на соревнования.
Быть может, этого не стоит делать в том случае, если вы чересчур
осторожны, очень застенчивы или же, наконец, считаете. что
достигли очень почтенного возраста. Однако, если вы чувствуете,
что вполне владеете собой на лыжах, выходите на трассы соревнований.
Вы даже не подозреваете, как много дадут вам те несколько
минут, которые вы «пожертвуете» соревнованиям. Разумеется,
соревнования должны соответствовать вашему техническому уровню.
Начинайте со слалома-гиганта на простейшей трассе. Это состязания-тесты
горнолыжных школ, устраиваемые в зимних центрах (см. соревнования
«Стрела» на стр. 187), или состязания для отдыхающих, организуемые
местным лыжным клубом, или просто товарищеские соревнования
между членами вашего клуба.
Что нужно для того, чтобы хорошо пройти трассу слалома-гиганта
Вам надо использовать то, что вы уже умеете делать. Для этого сохраняйте, как
говорят, голову холодной, трезво оценивайте обстановку, не увлекайтесь. Если
участок трассы вынуждает сбросить скорость, то притормаживайте перед началом
поворота и никогда — во время поворота. Если чувствуете, что можете потерять
равновесие, держите шире лыжи и пониже согнитесь. Ни в коем случае не импровизируйте!
Вы еще не в состоянии использовать напор энергии, быстроту реакции, физические
данные, чтобы удержаться на большой скорости и устоять при возможных сбоях в
гонке. Говорят, что в теннисе, прежде чем добиваться сильных ударов по мячу,
следует хорошо играть. Так и в горнолыжном спорте: надо быть полным хозяином
своей техники, перед тем как решиться «сражаться» на трассе слалома-гиганта.
Итак, в тактике спуска следуйте совету: спускайтесь в пределах своих возможностей.
Тот простой факт, что вам придется преодолевать на трассе
естественные препятствия — флаги ворот, неровности рельефа,
— незаметно способствует значительному прогрессу в вашем обучении.
И, кто знает, возможно, и вас заразит вирус состязания!
ОСВАИВАЙТЕ СПУСКИ ПО ПУШИСТОМУ СНЕГУ
Правда, я пока еще не советую специально выискивать склоны
для катания по свежему снегу. Но уж если выпало 20—30 см свежего
снега, не оставайтесь в гостинице — выходите в горы. Если
это простой пушистый снег и вы осмелитесь спуститься на привычной
для вас скорости, то не встретите во время движения никаких
трудностей. Если же у вас не хватает решительности или снег
несколько «трудноват», то используйте скользящий упор, который
мы предлагали начинающему лыжнику на стр. 23. В косом спуске
откройте верхней лыжей упор и дайте разогнаться лыжам при
подходе к линии ската. Оставайтесь в спуске лицом вниз несколько
дольше обычного и постепенно мягким вращающим усилием обеих
лыж заканчивайте траекторию поворота.
ИСПРАВЛЯЙТЕ СВОИ ОШИБКИ
Я обращаюсь к тем любителям-лыжникам, которые уже более или менее долго занимаются
горнолыжным спортом. Достигнутый ими технический уровень выше уровня начинающих
лыжников, однако еще не так высок, чтоб дать им право называться хорошими лыжниками.
Проблемы на спуске? Они у вас есть, конечно! Мне кажется, что я смогу помочь
разрешить их. Подавляющее большинство любителей непременно сталкиваются с некоторыми
типичными грубыми ошибками, которые порой основательно препятствуют прогрессу
в обучении.
Постарайтесь установить, к какому из описанных ниже недостатков
вы относите свои, и следуйте нашим советам—в девяти случаях
из десяти вы сможете их преодолеть. Возможно, вам говорили
или вы сами заметили, что ваши руки, туловище или ноги чересчур
согнуты или. наоборот, выпрямлены, что вы держите лыжи слишком
закантованно или же плоско на снегу. Не указывали ли вам на
голеностопы? Говорили вам, что во время прямого
спуска ступня должна быть равномерно загруженной от пальцев
до пятки, что во время косого спуска на крутом склоне и при
леденистом состоянии снега следует максимально надавливать
на внутреннее ребро нижней лыжи? Может быть, до сих пор у
вас не работали ступни, вы не установили с ними контакта,
т. е. ощущения, воспринимаемые вашими ступнями, не передавались
«наверх», а команды, которые вы посылали «сверху» к ногам,
ступни не получали. А именно они — главный двигательный рычаг
начинающего и среднего лыжника.
Как можно было упустить это? Из-за претенциозной самоуверенности,
неверного анализа, слепого следования «святым принципам» принятой
методики обучения, которые неизвестно где и как появились
на свет. Крылатым лыжникам заниматься голеностопными суставами
смешно! Это похоже на то, как некоторые преподаватели английского
языка культивируют английскую литературу и никогда не занимаются
обучением простой разговорной речи. Нет и нет! Имея в своем
активе 30-летний опыт преподавания в спорте (причем 20 лет
отдано горнолыжному спорту), я заметил, что простой здравый
смысл сложнее всего обнаружить в простых вещах и что это удел
только самых выдающихся тренеров.
Мне хочется убедить вас в том, чтобы вы во время занятий главным образом следили
за тем, как работают го-леностопы. Старайтесь в то же время
максимально ограничивать все остальные движения. Очень скоро
вы почувствуете, что у вас не только улучшилось равновесие,
но и возросла эффективность действий.
Если вы продолжаете понемногу применять упор, изучайте «поведение»
лыж на снегу: стремитесь чувствовать лыжами рельеф снега,
ускорения и торможения по-разному закантованных лыж. Чтобы
добиться более мягкого и равномерного скольжения во время
поворота из упора, непременно начните применять технику поворота
из упора, которую я предлагаю.
Если вы уже без труда владеете техникой спусков на параллельных лыжах, вкладывая
в основном энергию в движения ступней, то вам удастся в значительной мере уменьшить
амплитуду и, быть может, резкость исполнения движений в поворотах и годиле.
Осваивая мягкое и плавное скольжение, вы придете к широкому или по крайней мере
полуширокому ведению лыж, даже если уже свыклись до этого с узким положением
лыж. Это еще больше ускорит ваш прогресс в горных лыжах.
Если вам придется кататься в тумане или при снегопаде, то вы не будете себя
чувствовать так скованно, как раньше. Ваши ступни примут на
себя роль антенн, будто будут «читать» рельеф и соответствующим
образом на него реагировать.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ЧЕРЕСЧУР РЕЗКИ!
Это часто бывает у крепко сложенных лыжников, которые считают,
что их физическая сила будет способствовать росту техники.
Однако, если эта сила не сочетается с большой чуткостью ощущений
и хорошим чувством равновесия, она может принести больше вреда,
чем пользы. Во всяком случае, в горнолыжном спорте знают истину:
на лыжах не борются против снега, а действуют с ним заодно.
Объясню на примере. Во время спуска вниз по склону одна из
ваших лыж идет плоско по мягкому снегу и оставляет след. Для
входа в поворот вы надавливаете на лыжу вбок, и она цепляется
внешним краем о снег. Сопротивление, встречаемое ею, незначительно,
поэтому небольшого усилия достаточно, чтобы сгрести снег,—
лыжа начинает поворачиваться. Но если снег не пушистый, не
легкий, если лыжа застревает в снегу, то сопротивление увеличивается.
Вы стараетесь преодолеть его — лыжа не идет, и тогда вы теряете
равновесие. Падение происходит из-за типичной ошибки в кантовании.
При меньшей физической силе, перед тем как надавить на лыжу,
вы, естественно, немного наклоните плоскость лыжи — поставите
ее под некоторым углом, чтобы не цеплялась своим внешним ребром
о снег. Таким же образом надо действовать на снегу, который
схватывает лыжи, и тогда вы не будете больше падать.
Возможно, что вы действуете грубо, за счет физической силы, когда начинаете
соскальзывание, не уменьшая угла закантовки. Так получается, когда увеличивается
разворот лыж в начале движения. Но при этом вы рискуете упасть, если на пути
окажутся бугорки, снежные кочки или если вы пытаетесь соскальзывать на неутрамбованном
снегу, где придется преодолевать значительное сопротивление снежного покрова.
Как бы то ни было, чтобы противостоять тем нагрузкам, которым подвергаются лыжи,
придется напрягать ноги, а это ведет к нарушению рефлекторных навыков равновесия.
И в заключение — не злоупотребляйте своей физической силой. Берегите ее для
более сложных ситуаций. Стремитесь мягко и плавно скользить на лыжах, словно
вы собираетесь ласкать снег лыжами, а не терзать его кантами.
ВЫ ИЗЛИШНЕ ВЯЛЫ!
Такое состояние нередко бывает у лыжников, хотя и не означает
физической слабости. Вы относитесь к такому типу лыжников,
на которых скольжение действует угнетающе и которые при этом
сразу теряют всю свою уверенность и становятся пассивными?
Если да, то очень важно знать, почему это происходит. Возможно,
вы свыклись со стойкой спуска, которая недостаточно устойчива
(это или несколько отклоненное назад положение или передняя
стойка) и уменьшает возможности быстрой реакции на перемену
в движении. Старайтесь во время спуска равномерно загружать
ступню по всей длине, но не носки или пятки преимущественно.
Или, быть может, особенности телосложения привели к тому,
что вы неправильно загружаете свои лыжи (см. стр. 105), а
это значительно увеличивает случаи ошибок в закантовке и в
итоге парализует вашу реакцию? Или вам не хватает динамизма
в движениях? Вы не осознали еще, что катание на лыжах, как
и любой другой вид спорта, требует полной физической отдачи,
более или менее активных мышечных усилий.
Во всех рассмотренных ситуациях вы должны точно следовать советам, которые
я давал лыжникам начинающим и среднего уровня. Выполняйте
бракаж, простейший годиль, торможения, закантовки с опорой
в предпово-роте, разгрузки лыж. Можно также во время спуска
по пологому склону делать ритмичные подскоки (как при подскоках
со скакалкой) — лыжи будут ритмично отрываться от снега. Вы
увидите тогда, правильно ли держитесь на лыжах: не слишком
ли наклоняетесь вперед (передняя стойка) или излишне отклоняетесь
назад (задняя стойка).
БОИТЕСЬ КРУТЫХ СКЛОНОВ!
Вы страшитесь упасть? Кажется, что лыжи недостаточно хорошо
держат на снегу, что они могут выскользнуть из-под вас и привести
к падению? Ваш страх обоснован, ибо боязнь заставляет лыжника
наклоняться к склону (рис. 61), т. е. больше опираться
на верхнюю лыжу, а при этом сцепление лыж со снегом ухудшается.
Следует научиться хорошо опираться на ребро нижней лыжи.
Рис. 61.
Это сразу придаст вам уверенность и убережет от ложного оборонительного рефлекса,
под действием которого вы «ложитесь» на склон (см. стр. 60).
В этом сила техники: по мере ее освоения у вас развивается
уверенность, которая способствует дальнейшему прогрессу. Научившись
держаться в траверсе на склоне, вы смелее будете делать соскальзывания
— ведь на крутом склоне трудность заключается не в том, как
соскальзывать, а в том, как сделать остановку. Далее вы должны
поворачивать. Проблема остается прежней: сам поворот на крутом
склоне не представляет труда, если вы уверенно владеете торможением
и используете его как непосредственно перед началом поворота,
так и сразу после него.
По возможности используйте солнечные дни с благоприятным
состоянием снежного покрова, чтобы осваисать все более крутые
склоны. Так постепенно вы сумеете победить собственный страх.
ПОБАИВАЕТЕСЬ ЛЕДЕНИСТЫХ ТРАСС!
Это приблизительно то же, что и страх перед крутыми склонами, — в обоих случаях
трудности вызваны плохим сцеплением лыж со снегом. Преодолеть
боязнь можно одним и тем же способом: научившись кантовать
нижнюю лыжу (см. стр. 60), овладев торможением на кантах.
Необходимо много кататься на леденистых и все более крутых склонах, чтобы раз
и навсегда победить свой страх. Кроме того, не исключено, что боязнь льда вызвана
недостатками вашего инвентаря (незаточенные или затупленные канты, выпуклая
скользящая поверхность лыж или погруженное положение кантов, слишком мягкие
или, наоборот, чересчур жесткие для вашего веса лыжи, мягкая или слишком просторная
обувь, боковые складки на ботинках, непрочное положение ботинок в креплениях
и др.). Попросите инструктора, знающего лыжного мастера или, наконец, опытного
горнолыжника проверить ваше снаряжение. Не исключено также, что некоторая особенность
вашего телосложения мешает правильной закантовке (аркообразная форма ног, плоскостопие,
Х-образные ноги). В этих случаях надо вставить в обувь специальные клинья (см.
стр. 191).
ВАС СТРАШАТ ПЛОХО УТОПТАННЫЕ, НЕПОДГОТОВЛЕННЫЕ СКЛОНЫ!
Все лыжники побаиваются участков трасс с разбитым снегом, и это вполне понятно.
Но если на вас при виде такого снега находит просто панический
страх, то это совсем другое дело. Вы, должно быть, допускаете какую-то техническую
погрешность, которая начисто лишает ваши действия эффективности. Ошибки могут
быть разные. Возможно, ваши движения чересчур резкие, грубые? Мы только что
разбирали этот случай. Вам следует освоить более мягкое скольжение, научиться
всегда чувствовать то, что происходит под лыжами. Быть может, наоборот, вы спускаетесь
слишком вяло и те незначительные усилия, которые вы прилагаете для выполнения
поворотов, оказываются недостаточными, чтобы заставить лыжи вращаться на снегу,
сопротивление которого возросло. И этот случай также был разобран. Стремитесь
развить в себе больше динамизма, овладевайте такими мощными движениями, как
бракаж. Возможно, вы применяете слишком выраженное положение упора с сильно
развернутой поперек движения лыжей? Лыжа бьется о снег, разгребая его, и упор
становится настоящим плугом. Ну, а так как скорость движения значительно превышает
темп скольжения в плуге, то, естественно, возникают трудности.
На плохо утоптанных склонах с разбитым снегом нужно в первую очередь стремиться
к хорошему скольжению во время ведения поворота. Здесь важнее, чем в любом другом
случае, притормаживать перед началом поворота и, если нужно, в конце поворота,
но никогда — во время ведения поворота.
|