СОВЕТЫ ГОРНОЛЫЖНИКУ СРЕДНЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ.
Часть 1.
Как вести лыжи — узко или широко
При обучении начинающих горнолыжников используют широкое ведение
лыж (см. рис.), придающее им уверенность в себе и устойчивость
(левый рисунок). В такой стойке ноги могут рулить сильнее. Применяя
широкое ведение лыж, обучаемый скорее пройдет через следующие
типы поворотов: упором, из упора с проскальзыванием и простейший
на параллельных лыжах. Недостаток методики обучения заключается
в том, что после этого начинающий горнолыжник перестает прогрессировать.
При широком ведении лыж вес горнолыжника распределяется почти
поровну на обе лыжи, что приводит к неуклюжим поворотам с сильным
боковым проскальзыванием. Опытные горнолыжники катаются, загружая
преимущественно одну лыжу, причем держат лыжи близко друг к другу
(правый рисунок). Однако во время катания они не смыкают плотно,
как бы «склеивая», колени, поскольку это препятствует независимой
работе ног. При узком ведении лыж отклонение тела внутрь поворота,
необходимое для уравновешивания центробежной силы, не перегружает
внутреннюю лыжу. Внешняя загруженная лыжа выгибается в обратную
сторону и режет дугу поворота без проскальзывания.
Л. Теджейда-Флорес
Недостатки катания со «склеенными» ногами
Параллельное ведение лыж при плотно сомкнутых ногах в течение
многих лет активно пропагандировалось инструкторами горнолыжных
школ, которые стремились эффектно выглядеть на склоне. В катании
со «склеенными» ногами, как будто на одной лыже, нет ничего противоественного;
на глубоком снегу это вообще единственный способ выполнить что-либо.
Но после входа в поворот горнолыжник только поддерживает равновесие
(см. рис.), а затем пассивно выезжает из поворота (верхний рисунок)
. Он чувствует себя отлично, если на склоне отсутствуют лед, бугры
и на его пути нет никаких препятствий. Если же предоставить возможность
ногам действовать независимо друг от друга (держа их близко, но
не совсем вплотную), то это позволит горнолыжнику активно контролировать
ситуацию: агрессивнее входить в поворот, боковым броском переступать
с одной лыжи на другую, в конце поворота развивать сверхдавление
против внешней лыжи и использовать энергию согнутой, подобно луку,
лыжи, чтобы броситься в следующий поворот (нижний рисунок).
С. Кэмпбелл
Степень загружения внешней лыжи при повороте
Вам приходилось сильнее загружать внешнюю лыжу в глубоком пушистом
снегу и чувствовать, как она ныряет, в то время как внутренняя
лыжа «всплывает» к поверхности? Или же падать, когда равномерно
загруженные лыжи выскальзывали вбок на льду? В этом случае запомните:
чем тверже снег, тем большую часть веса горнолыжник должен переносить
на внешнюю лыжу; чем мягче снег, тем более равномерно должны загружаться
обе лыжи. Вы сможете значительно улучшить контроль за перенесением
веса на лыжи, если научитесь чувствовать то давление, которое
испытывают ступни (см. рис.) Прежде всего, постарайтесь осознать
разницу в величинах давления, оказываемого на одну ступню и на
другую. Затем попытайтесь почувствовать более тонкую разницу между
давлением на плюсну и на пятку. Благодаря этим ощущениям вы будете
точнее загружать лыжи с учетом состояния снега.
Т. Кронталлер
Внутреннюю лыжу опускайте на снег мягко
Некоторые горнолыжники приподнимают внутреннюю лыжу во время
поворота для загружения внешней лыжи для параллельной постановки
лыж (см. рис.). Это приподнимание само по себе не обязательно
является ошибочным, но оно может привести к возникновению трудностей,
если горнолыжник приподнимает лыжу слишком высоко и ставит ее
затем на снег слишком резко (верхний рисунок). Горнолыжник среднего
технического уровня ставит лыжу на снег резко, чтобы скорее избавься
от неустойчивого положения. При этом внутренняя лыжа загружается
слишком сильно и поворот заканчивается преждевременно. Чтобы устранить
этот недостаток, приподнимайте внутреннюю лыжу вверх лишь слегка
(нижний рисунок) и опускайте ее на снег мягко. Старайтесь не слишком
загружать ее, чтобы вращательное движение обеих лыж могло продолжаться.
Повороты станут более плавными и сбалансированными.
В. Вестфельдт
Современная стойка горнолыжника
Современная стойка горнолыжника (см. рис.) характеризуется равномерным
распределением давления между плюсной и пяткой (нижний рисунок).
Такое распределение давления обеспечивает врезание лыж в снег
по всей глине и дает возможность перемещать зону давления нперед
или назад — в зависимости от обстоятельств. Перемещение зоны давления
вперед не должно быть очень большим (верхний рисунок): передняя
стойка заставляет современные лыжи слишком закручивать поворот,
что приводит к забрасыванию задников вбок. Что же касается задней
стойки (средний рисунок), то она вызывает напряжение мышц и таит
опасность потери равновесия. Умеренное перемещение давления на
задники лыж может быть полезным; оно поможет им сохранять сцепление
со снегом и врезаться на последней трети
поврота. Этот эффект достигается за счет выталкивания стоп вперед
в конце поворота.
Л. Теджейда-Флорес
Используйте всю длину лыж при поворотах
Сталкиваетесь ли вы с трудностями, когда пытаетесь заставить
лыжи «дёржать» на протяжении всего поворота, особенно на жестком
снегу? Если задники проскальзывают в конце поворота, значит, вы
слишком загружаете носки лыж. Вот упражнение, которое поможет
правильно распределить вес тела и заставит работать лыжи по всей
длине (см. рис.). Во время выполнения поворота держите носок внутренней
лыжи приподнятым (верхний рисунок). Для большей эффективности
поставьте при этом внутреннюю лыжу в положение небольших «ножниц»,
то есть направьте ее носок слегка внутрь поворота (средний рисунок). Приподнимание
носка внутренней лыжи заставит вас перенести часть веса на задник
внешней лыжи (нижний рисунок), который при этом начнет резать
снег без проскальзывания. Выполняйте это упражнение почаще, чтоб
освоить правильную стойку, и применяйте ее при обычном катании.
Дж. Уоррен
Как правильно закончить поворот
Хорошие горнолыжники благодаря точной закантовке лыж катаются
с большой скоростью, постоянно контролируя ее. Менее опытные горнолыжники
часто испытывают трудности в конце поворота, если слишком сильно
загружают носки лыж, — задники начинают мести и бесконтрольно
проскальзывать. Для правильного завершения поворота в последней
фазе переносите давление с плюсны на пятку. Это не означает, что
следует принять «сидячую» стойку или переместить назад центр тяжести.
Необходимое давление на пятки должно создаваться за счет опускания
бедер в конце поворота и выталкивания стоп вперед (см. рис.).
Когда вы будете сгибать ноги в голеностопах и коленях для опускания
бедер, не забудьте надавливать лодыжкой на переднюю часть ботинка
для выталкивания стопы вперед. В результате вы достигнете более
точной закантовки лыж в конце поворота и сможете лучше контролировать
скорость.
В. Вестфельдт
Выводите стопы в сторону при повороте
Горнолыжники среднего технического уровня удерживают стопы прямо
под собой, поскольку на занятиях их учили именно так переносить
вес тела на внешнюю лыжу. Однако, когда стопы располагаются под
верхней частью тела, трудно заставить лыжи работать эффективно,
так как они недостаточно закантованы. Иными словами, вы вынуждены
держать их практически плоско на снегу и вам приходится вращать
их в таком положении. Старайтесь встать как бы против выведенной
в сторону внешней лыжи, а не над ней (см. рис.). Это позволит
вам сильнее закантовать ее и даст возможность лыже выгнуться в
обратную сторону и врезаться в снег (для чего она и предназначена).
Такое катание характерно для хороших горнолыжников.
С. Кэмпбелл
Попробуйте начинать поворот на выдохе
Если вы хорошо закончили поворот, то вход в следующий будет столь
же прост, как выдох. Чтобы в этом убедиться, проделайте следующее
упражнение (см. рис.). Начните выполнять повороты большого радиуса
на средней скорости при довольно широком ведении лыж (левый рисунок).
После пересечения линии ската медленно распрямитесь против ведущих
кантов лыж и для изменения направления расслабьте мышцы голеностопов,
коленей и брюшного пресса (правый рисунок). Расслаблению мышц
живота будет способствовать глубокий и продолжительный выдох.
Поверните голову лицом внутрь нового поворота и выполните легкое
рулящее движение и ногами. Расслабление продолжайте до тех пор,
пока вновь не достигнете линии ската. Когда вы научитесь попеременно
напрягать мышцы для завершения поворота и расслаблять их для входа
в следующий поворот, вы сможете легко и плавно входить в повороты.
Дж. Хинм
Секрет ранней закантовки лыж
Горнолыжники среднего технического уровня часто жалуются, что
не могут избавиться от бокового проскальзывания во время поворота.
Большинство из них при постановке палки одновременно вращают стопами
для входа в новый поворот. В результате во время поворота они
проскальзывают, оказавшись на плоских лыжах. Вы можете справиться
с этой трудностью, произнеся вслух при входе в поворот три слова:
«Палка, кант, старт» (см. рис.). При этом вы невольно достигаете
необходимой последовательности движений: после постановки палки
перекантовываете лыжи, а затем уже начинаете поворот. Небольшая
задержка дает вам время для перекантовки и позволяет таким образом
с самого начала вести резаный поворот.
С. Кэмпбелл
Направляйте колено, как луч света
Когда вы заканчиваете поворот и готовитесь к следующему, помните
про внутреннюю лыжу, которая была внешней, загруженной лыжей в
предыдущем повороте. Поворачивая в новом направлении, вы стремитесь,
чтобы внутренняя лыжа и внутренняя нога не мешали вам. Чтобы этого
добиться, разгрузите внутреннюю лыжу и направьте колено, как будто
луч фонаря, в середину нового поворота (см. рис.). Теперь ваша
внутренняя лыжа находится под большим углом, чем внешняя, к направлению
поворота, и вы ощущаете, как она тянет вас в нужном направлении.
М. Портер
Как работать коленями при выполнении поворотов
Если вы не можете выполнить серию резаных поворотов небольшого
радиуса, значит, вам нужно увеличить подвижность коленей в поперечном
направлении, необходимую для лучшей закантовки. Следующее упражнение
поможет вам улучшить работу коленей (см. рис.). На ровном склоне
средней крутизны примите низкую стойку и начните выполнять крутые
повороты от склона. В низкой стойке, ограничивающей подвижность
верхней части тела, для выполнения серии взаимосвязанных поворотов
вы будете вынуждены увеличить амплитуду движения коленей в поперечном
направлении. Агрессивная работа ногами в данном направлении поможет
вам входить и повороты и «резать» дугу. После того, как вы покатаетесь
некоторое время в низкой стойке, слегка выпрямитесь, но продолжайте
энергично работать коленями. Теперь вы сможете четко контролировать
выполнение крутых поворотов.
С. Брап
|