ЭЛЕМЕНТЫ ГОРНОЛЫЖНОЙ ТЕХНИКИ
ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Как научить ребенка правильно продевать руку в темляк палки
Пусть ребенок вообразит, что его рукавичка — это кролик, который
выглядывает из норки (темляка), видит морковку (ручку палки) и
жадно съедает ее (см. рис.).
Г. Хоффман
Как отучить ребенка от «сидячей» стойки
Если малыш катается в слишком задней, «сидячей» стойке, это обычно
является результатом сгибания ног в коленях при отсутствии сгибания
в голеностопах. Для исправления этого недостатка предложите ребенку
выполнить поворот «ох!». Пусть он вообразит, что сзади него растет
огромный колючий кактус (см. рис.). Если теперь ребенок согнет
только колени и примет «сидячую» стойку, кактус уколет его. Чтобы
этого избежать, ему придется согнуть ноги в голеностопах — прочь
от кактуса! Сгибание ног в голеностопах при слегка согнутых коленях
сделает стойку малыша более уравновешенной и улучшит контроль
за лыжами.
Г. Хоффмаи
С чем можно сравнить канты лыж
«Канты» и «закантовка» — термины, не понятные малышам. Если
ребенку дать задание «почувствовать свой кант», он наверняка снимет
лыжи и перчатки и потрогает кант рукой. В связи с этим желательно
сравнить канты с чем-то хорошо знакомым ребенку, например с когтями
кошки (см. рис.). Как кошка с помощью когтей карабкается на дерево,
так ребенок использует канты лыж, чтобы подняться боком по склону.
Ребенок должен удерживаться кантами при выполнении параллельного
поворота, как кошка удерживается когтями на стволе дерева. Кошка
бежит по дорожке, спрятав когти (лыжи плоские), пока не увидит
собаку, — тогда она резко останавливается, выпуская когти. Аналогично
и ребенок врезается кантами в снег при полной остановке. Такое
сравнение поможет ребенку правильно пользоваться кантами лыж.
К. М. Нортроп
Как правильно держать руки при освоении плуга
Когда ребенок осваивает плуг, то выполняет его без лыжных палок.
Поскольку в этот момент руки ничем не заняты, то для восстановления
равновесия ребенок иногда выбрасывает их вперед в предчувствии
возможного падения. При беспорядочных взмахах руками и чрезмерном
движении верхней частью тела попытка образовать плуг может оказаться
неудачной. Если же ребенок положит руки на колени или бедра, они
успокоятся; и тогда появится возможность сосредоточить внимание
на коленях, стопах и лыжах, а также сохранять более устойчивое
положение (см. рис.).
К. М. Нортроп
Поворот «стрелой»
Малышам часто бывает трудно выполнить свой первый поворот. Вы
облегчите им эту задачу, если объясните, что плуг, которым они
едут, напоминает стрелу (см. рис.). Для поворота малыш должен
просто направить стрелу в том направлении, в котором он хочет
ехать Единственное, о чем он должен помнить: на протяжении всего
поворота нельзя менять форму стрелы. Все другие элементы поворота
получатся автоматически.
Б. Мак-Давит
Красный поворот, зеленый поворот
Если вы когда-либо обучали маленьких детей катанию на горных
лыжах, то знаете, что им бывает трудно запомнить, где правая,
а где левая сторона. Чтобы не было путаницы, повяжите красную
ленту вокруг правой ноги ребенка, а зеленую — вокруг левой (см.
рис.). При обучении малыша подавайте команду: «Красный поворот»
если ребенок должен повернуть направо, или «Зеленый поворот!»,
если ребенок должен повернуть налево.
Б.Финч
Как почувствовать зависимость «стопа — снег»
Если у ребенка надето несколько пар носков и туго затянуты пряжки
ботинок, то вряд ли он сможет почувствовать зависимость, существующую
между стопой и снегом, через ботинки и лыжи. Один из способов
помочь ребенку лучше почувствовать тонкость движений горнолыжника
— катание в ботинках с расстегнутыми пряжками. Пусть он пройдет
всю трассу на гладком, полого склоне в полностью расстегнутых
ботинках (см. рис.). Это поможет ему почувствовать не только зависимость
«стопа — снег», но и роль стопы при повороте и закантовке лыж.
Упражнение в равной степени эффективно и для Взрослых.
В. Антони
Пусть ребенок вообразит себя каким-нибудь животным
Одна из основных задач при обучении детей — дать им возможность
расслабиться и почувствовать себя уверенно на лыжах. Дети катаются
лучше и эффективнее, когда они не беспокоятся о том, как катаются,
и не сосредоточивают внимание на том, что делают лыжи. Для этого
используйте природное воображение ребенка и предложите ему изобразить
какое-нибудь животное. Пусть он катается на склоне, активно работая
палками, подпрыгивая, сгибаясь, издавая различные звуки, а вы
попробуйте отгадать, какое животное он изображает (см. рис.).
К. М. Нортроп
Внешнее колено прогоняет внутреннее
Даже дети, которые уже выполняют параллельные повороты, обычно
нуждаются в совершенствовании закантовки лыж. Когда ребенок будет
выполнять серию связанных поворотов, предложите ему представить,
что при входе в поворот внешнее колено начинает прогонять внутреннее
и продолжает делать это на протяжении всего поворота (см. рис.).
В результате работа коленей стане агрессивной, что, в свою очередь,
будет способствовать более сильной и эффективной закантовке. Это
упражнение легко осваивается и дает хорошие результаты, хотя
ребенок воспринимает его как забаву.
Т. Лаурен
Пусть ребенок вообразит себя рыбой, попавшейся на крючок
Если у ребенка не получается спуск по линии ската короткими дугами,
можно рекомендовать ему следующее упражнение. Пусть ребенок вообразит,
что у подножия склона находится рыбак, который поймал его, как
рыбу на крючок (за куртку) и хочет подтянуть к себе на леску.
Подобно рыбе, ребенок сопротивляется, а рыбак тянет его прямо
вниз по линии ската, не позволяя верхней части тела поворачиваться
поперек склона (см. рис.). Ребенку остается только держать плечи
«лицом» в долину и для контроля над скоростью поворачивать лыжи
направо и налево от линии ската. Закантовка лыж коленями и бедрами
поможет правильно заканчивать каждый поворот. Таким образом, ребенок
научится кататься по линии ската и спускаться по узким трассам
уверенно, контролируя скорость.
А. Джонсон
Как развить у ребенка согласованность между зрительным восприятием
и движениями ногами
Горнолыжный спорт требует от ребенка мгновенной реакции на постоянно
меняющийся рельеф местности. Для этого ему необходима четкая согласованность
между зрительным восприятием и движениями ногами. Ее можно развить
с помощью следующих упражнений (см. рис.). Для пространственной
тренировки глаз при выборе места поворота положите на снег какой-нибудь
предмет (например, варежку или шапочку) и, каждый раз перекладывая
его на новое место, предложите ребенку выполнять вокруг него повороты.
Для четкой согласованности зрительного восприятия и движений ногами
во времени попросите ребенка ехать по направлению к шапочке и,
подцепив ее носком лыжи, подбрасывать вверх.
Ж. Нельсон
Как избавиться от статичных поз
Если ребенок во время поворота застывает в определенной статичной
позе, предложите ему выполнить следующее упражнение (см. рис.).
Пусть он не скользит во время поворота на лыжах, а начнет быстро
переступать с горной лыжи на долинную и т. д. Ширина каждого шага
— примерно 25—30 см. После небольшой практики ребенок сможет делать,
по крайней мере, 6 шагов на каждом повороте. Если он будет выполнять
это упражнение по несколько раз на каждом занятии, то скоро сможет
избавиться от статичных поз во время поворотов.
К.Райман
|