СОВЕТЫ ХОРОШЕМУ ГОРНОЛЫЖНИКУ. Часть 1.
Осваивайте ангуляцию коленей
Когда нижняя часть тела наклонена по отношению склону больше,
чем верхняя, это называется угловым положением или ангуляцией.
Для освоения ангуляции коленей рекомендуется серия быстрых коротких
поворотов (см. рис.). Они выполняются с сильным боковым проскальзыванием,
так как задники лыж проходят значительно больший путь, чем носки.
Носки лыж почти не уходят от линии ската, в то время как задники
«путешествуют» из стороны в сторону (верхний рисунок). Чтобы остановить
проскальзывание задников, следует закантовать лыжи, отклонив в
сторону колени (второй сверху рисунок). Горнолыжник сгибается,
чтобы усилить давление на лыжи, и колени принимают угловое положение.
Затем он прекращает оказывать давление, выпрямляется и переходит
к выполнению следующего поворота (третий сверху рисунок). Теперь
ангуляция коленей и надавливание на лыжи повторяются, но в другую
сторону (нижний рисунок). Запомните: ангуляция коленей всегда
связана с короткими поворотами небольшого радиуса.
С. Кэмпбелл
Осваивайте ангуляцию бедер
При выполнении более растянутых, чем в предыдущем уроке, и более
законченных поворотов на большой скорости лыжи меньше проскальзывают
вбок. Они режут снег, выгнувшись дугой. При таком повороте ангуляции
коленей было бы недостаточно, так как развивается значительная
центробежная сила и необходима более мощная стойка. Тогда и возникает
ангуляция бедер, которые перемещаются внутрь поворота (см. рис.).
Тренируйтесь в овладении этой стойкой, так как она позволяет регулировать
давление на лыжи и степень их закантовки. Применяйте ее на открытых
склонах при выполнении растянутых поворотов на большой скорости.
С. Кэмпбелл
Осваивайте наклон всего тела по отношению к снежному покрову
Когда склон широкий, снег в хорошем состоянии, канты наточены,
и вы чувствуете себя комфортабельно, можете позволить себе всем
телом наклониться в поворот (см. рис.). В этом случае образуется
угол не между верхней и нижней частями тела, а между телом и снежным
покровом. Применяйте наклоны всем телом, когда вы едете в быстром
темпе и хотите расслабиться. Давление на лыжи во время поворота
будет автоматически то возрастать, то уменьшаться почти независимо
от вас.
В. С. Кэмпбелл
Сочетайте наклоны тела с его ангуляцией
При выполнении серии связанных поворотов происходит сочетание
наклонов тела с ангуляцией. Сначала тело наклоняется внутрь поворота,
и лыжам дается возможность уйти в сторону для закантовки. Как
только вы по чувствуете себя устойчиво на канте внешней лыжи увеличивайте
ее закантовку посредством ангуляции. На рисунке видно, что при
наклоне (пунктирная линия) образуется угол закантовки лыжи со
снегом и ангуляция (сплошная линия) увеличивает его. В результате
такой сильной закантовки загруженная лыжа изогнется дугой. Так
как носок и задник лыжи шире, чем ее талия, где сосредоточена
значительная часть веса горнолыжника, кант по всей длине будет
контактировать со снегом и лыжи будут резать дугу поворота.
С. Кэмпбелл
Выполняйте боковое проскальзывание на раскантованных лыжах
Для того чтобы кант перестал работать, он должен быть освобожден
от сцепления со снегом посредством плоской постановки лыжи. Для
этого необходимо перейти от ангуляции (см. рис., контурная фигура)
к отвесной стойке. В результате такого перехода лыжи окажутся
под горнолыжником, и у него начнется боковое проскальзывание.
Помните, что плоско поставленная лыжа в действительности не располагается
на снегу совершенно плоско, иначе вы бы обязательно зацепились
внешним кантом при попытке бокового проскальзывания и упали.
С. Кэмпбелл
Переносите вес тела вперед и назад при боковом проскальзывании
раскантованных лыж
Если лыжа раскантована, то в зависимости от точки приложения
веса тела какая-то часть лыжи будет проскальзывать быстрее (см.
рис.). Так, при перенесении веса тела вперед (левый рисунок) носки
лыж начнут отклоняться в долину, проскальзывая быстрее, чем задники.
При отклонении назад во время проскальзывания (правый рисунок)
задники будут проскальзывать быстрее, уходя в долину. Таким образом,
вы можете исполь-ювать боковое проскальзывание для исправления
дуги поворота, перенося вес тела вперед или назад.
С. Кэмпбелл
Загружайте переднюю или заднюю часть закантованной лыжи
Загружение передней или задней части закантованной лыжи дает
противоположный результат по сравнению с плоско поставленной лыжей
(см. рис.). Загрузите переднюю часть закантованной лыжи — и носок
ее врежется в снег и поведет в гору, замедляя ваш спуск (верхний
рисунок). Перенесите вес тела назад — и передняя часть канта освободится
от сцепления со снегом. В снег врежется кант задника, и лыжа будет
выполнять менее крутой и более быстрый поворот (нижний рисунок),
чем при загружении носка. Следовательно, при в полнении крутого
поворота используйте носковую, «медленную», часть канта, чтобы
погасить скорость. Если вы хотите выполнять пологие повороты на
большой скорости, загружайте заднюю, «быструю», часть канта.
С. Кэмпбел
Перед первым поворотом из косого спуска выполняйте контрповорот
При выполнении поворотов конец предыдущего должен быть началом
следующего. Когда ваше тело сдавливается в конце поворота, то
затем оно должно быть готовым распрямиться для входа в следующий.
А как быть, если предыдущего поворота не было? В этом случае вы
можете облегчить вход в поворот, окончив косой спуск небольшим
контрповоротом в гору (см. рис.).
Т. Липперт
Три вида бокового броска
Любители горных лыж, умеющие пользоваться для входа в поворот
боковым броском, могут обойти опасные места и избежать столкновения
с другими горнолыжниками. Существуют три вида бокового броска
для входа в поворот (см. рис.).
Боковой бросок с упором (нижний рисунок) облегчает вход
в поворот. После пересечения линии ската, закончив поворот, поставьте
при шаге вбок задник горной лыжи выше носка (в упор), перенесите
на нее вес и войдите в поворот. Боковой бросок с упором приводит
к перекантовке горной лыжи и облегчает вход в поворот.
Боковой бросок на параллельных лыжах (средний и рисунок)
позволяет объехать препятствие или бугор. В тот момент, когда
ваша долинная лыжа подъезжает к бугру и ее начинает выталкивать
вверх, сделайте шаг вбок горной
лыжей, удерживая лыжи параллельно, затем перенесите на нее вес
и начните на ней поворот.
Боковой бросок «ножницами» (верхний рисунок) позволяет
увеличивать скорость. Когда вы пересечете линию ската, поставьте
верхнюю лыжу в положение «ножниц». Перенесите на нее вес движением
тела вверх-вперед и входите в поворот. Боковой бросок «ножницами»
способствует раннему перенесению веса на горную лыжу и более техничному
выполнению поворота.
П. Джо
Упражнение для раннего входа в поворот
Чтобы выполнить серию согласованных поворотов следует каждый
из них начинать агрессивно. Научить. этому можно, поднимаясь по
лестнице (см. рис.). Встаньте боком к лестнице, поставьте ногу
на верхнюю ступеньку и заставьте мышцы этой ноги втянуть вас наверх.
Хорошенько запомните это ощущение — оно очень напоминает ощущение,
которое возникает у вас при выпрямлении горной ноги при входе
в поворот. Итак, начинайте поворот с агрессивного толчка верхней
рулящей ногой (за счет мышц бедра) и увеличивайте ее сгибание
в конце поворота. Это упражнение позволяет сосредоточить внимание
на горной ноге, чтобы она раньше включалась в работу.
П. Дюк
|