Лыжи: Старт
Вопреки бытующему среди начинающих мнению,
что стартовать лучше с берега или причала, наиболее правильный,
безопасный и легкий в освоении способ это старт из воды
( это не относится к случаю использования стационарных буксировщиков
). Только освоение этого элемента позволит Вам полноценно заниматься
водными лыжами и вейкбордингом.
В случае водных лыж техника старта из воды следующая:
1. Исходное положение лежа на спине, расслабившись ( спасательный жилет это
прекрасно позволяет ), лыжами в сторону буксировщика, ручка фала в руках, фал проходит
между выступающими из воды носками лыж и не образовывает петель, узлов и т.п.
2. Начало движения на минимальной скорости буксировщик движется, удаляясь от
воднолыжника для выбора всей длины и натяжения фала. После этого некоторое
время буксировка на минимальной скорости. Лыжи на ширине плеч, параллельно
друг другу и направлению движения, тело находится в небольшой группировке
( колени, спина и тазобедренные суставы полусогнуты ).
3. Ускорение по сигналу о готовности. Еще большая группировка, лыжи перед
собой, фал между лыжами. При ощущении увеличения давления воды на лыжи
перенести центр тяжести вперед так, чтобы лыжи оказались под лыжником и в этот
момент выпрямиться, подняв тело из воды. Сам момент поднятия необходимо
почувствовать. Слишком раннее выпрямление вызовет зарывание лыж под воду и
падение вперед, а слишком позднее вызывает чрезмерное напряжение и потерю
равновесия.
После выхода из воды постарайтесь проанализировать свое положение. Обычная
поза у начинающих напоминает прыгунов с трамплина. Лыжи широко расставлены,
колени и спина согнуты, сильный наклон вперед, руки судорожно сжимают ручку фала
и также согнуты в локтях. Сразу же попробуйте изменить это положение. Лыжи не
должны быть широко расставлены, ноги почти прямые, спину выпрямить, откинувшись
назад, руки распрямить в локтях. Как только Вам это удастся, почувствуете себя
значительно легче. Улыбнитесь, помашите одной рукой друзьям и получайте удоволь-
ствие от катания.
Немного о сигналах. Кричать, ясное дело, бесполезно.
Привлечь к себе внимание лыжника водитель может подачей короткого
звукового сигнала. Остальная информация передается жестами:
|
поднятый
вверх большой палец руки означает требование воднолыжника увеличить
скорость.
|
|
опущенный
вниз большой палец руки означает требование воднолыжника уменьшить
скорость. |
|
со
стороны водителя указание какой-либо опасности ( пловец,
лодка, мель, спиннинг с блесной, крокодилы ). |
|
со
стороны лыжника, жалобно, в сторону берега я очень устал
и хочу пива. |
|
без
комментариев. |
Финиш
Прекратить катание можно, разумеется, в любой момент, просто отпустив фал.
Однако, при этом стоит убедиться, что водитель это заметит и не уедет далеко вперед.
Также, в непосредственной близости от Вас не должно находиться других плавсредств.
Настоятельно не рекомендуем пытаться совершить эффектный выезд на берег.
99% таких попыток завершается позой страуса ( втыкание головы в песок ). Это один
из популярных сюжетов для передач типа "Выочевидец" и "Сам себе режиссер".
Со стороны может быть и интересно, но, скорее всего, непосредственные исполнители
вряд ли захотят повторить этот трюк. В конце концов, если не жалко головы, то
пожалейте хотя-бы лыжи.
Как-то на канале Eurosport показывали трюки
французских вейкбордистов, выезжающих из воды на берег, проезжающих,
не отпуская фала, по дуге метров 150 по пляжу и снова въезжающих
в воду. Или старт сразу двух вейкбордистов из палатки на берегу,
которая затем взрывается, а за вейкбордами тянется по песку след
из горящего бензина. Все эти приколы снимаются методом покадровой
съемки и не имеют ничего общего с катанием на суше. Разве только
снять с вейкборда плавники, а на берегу будет с пол-метра снега.
Но тогда уже лучше использовать сноуборд.
Вейкборд: Старт
Еще раз отметим, что начинать занятия вейкбордингом можно лишь тем, кто
чувствует себя достаточно уверенно на лыжах.
Техника старта из воды на вейкборде следующая:
1. Исходное положение лежа на спине, вейкбордом в сторону буксировщика, ручка
фала в руках, фал проходит над серединой вейкборда.
2. Начало движения на минимальной скорости буксировщик движется, удаляясь от
вейкбордиста для выбора всей длины и натяжения фала. После этого некоторое
время буксировка на минимальной скорости. Положение тела абсолютно такое же,
как при старте на водных лыжах, вейкборд располагается поперек движения.
3. Ускорение по сигналу о готовности. Еще большая группировка, вейкборд
продолжает располагаться поперек движения. Следует заметить, что при симметричном расположении креплений ( DUCK - утка ) положение ног также симметричное,
а при расположении креплений для одностороннего движения (REGULAR или GOOFFY )
положение ног должно ему соответствовать с тем, чтобы вейкборд продолжал
находиться строго поперек движения. При ощущении увеличения давления воды на
вейкборд, а также образования характерного водяного вала перед ним, перенести
центр тяжести вперед, чтобы вейкборд оказался под Вами и в этот момент распрямиться, подняв тело из воды. Как только это произойдет развернуть вейкборд в
положение, продольное направлению движения ( т.е. одним боком вперед ).
Имейте в виду, что вейкборд значительно маневреннее водных лыж и в первое
время будет норовить выскользнуть из-под Вас или куда-нибудь свернуть. Вес тела
в большей степени должен быть сосредоточен на задней ноге ( за исключением
случаев выполнения каких-либо резких маневров ). При движении в закантованном
положении ( т.е. одна из сторон вейкборда больше погружена в воду ) волны оказывают значительно меньшее воздействие, что позволяет, например, пересекать след
от проходящих лодок. При наезде же на волну в раскантованном положении ( т.е.
плашмя ) вейкборд получает ощутимый вертикальный импульс, подбрасывающий
вейкбордиста и позволяющий выполнять прыжки.
Также следует помнить, что туловище должно находиться в скрученном положении
( т.е. плечи и грудь развернуты прямо по ходу движения, а ноги и тазобедренные
суставы боком ). После лыж это несколько непривычно и часто приводит к
непроизвольному развороту вейкборда поперек движения и падению. Кстати, тренировка этого скручивающего движения весьма полезна и для совершенствования
горнолыжной техники. Очень неплохой способ занятия с диском "Здоровье", продающимся почти во всех магазинах спорттоваров. Некоторые источники рекомендуют
танцевать твист с той же целью.
Виражи
Внутренний вираж наиболее простой, интуитивно выполняемый элемент. Достаточно просто откинуться спиной в сторону от оси движения, вызвав тем самым
закантовку вейкборда, и Вы начнете отдаляться от проденного буксировщиком пути, отбрасывая брызги внутрь и двигаясь с ним параллельным курсом. Прекращение закантовки
ведет к постепенному сносу вейкбордиста в исходное положение. Несколько сложнее
этот элемент выполняется если пересечь путь, пройденный буксировщиком и оказаться с
другой его стороны. Закантовывается при этом другая сторона вейкборда, а Вы
оказываетесь развернуты почти спиной к направлению движения. Потренируйте оба
эти элемента с различной интенсивностью и величиной ухода в сторону для развития
чувства равновесия.
Внешний вираж является более сложным в освоении элементом. Для его выполнения необходимо выполнить внутренний вираж с набором сворости в поперечном
направлении, однако, не доводить его до положения максимального расстояния от
линии движения буксировщика, пытаясь "оттянуть" буксировщик в сторону и двигаясь параллельно
ему. Вместо этого, достигнув определенного максимального положения и имея запас
скорости в поперечном направлении, необходимо "оставить" ручку фала, руку, ее
удерживающую, а также всю верхнюю часть тела на месте, продолжая движение
нижней части, ног и вейкборда в прежнем направлении ( психологически это не всегда
просто ). При этом, за счет наклона тела внутрь будущего поворота, происходит
перекантовка вейкборда и выполнение эффектного внешнего виража с отбрасыванием большого количества воды наружу поворота. Имея запас скорости и достаточную
амплитуду траектории вейкборда вейкбордист может практически ложиться на воду,
поддерживая равновесие ладонью свободной руки, касаясь ею поверхности воды
( чем не сноубординг ? ). Продолжать движение необходимо до конца с уходом в
поперечном направлении в другую сторону. В противном случае это приведет к ослаблению фала с последующим рывком, что не всегда приятно. После завершения
внутреннего виража Вы оказываетесь в положении, удобном для резкого набора
скорости с наездом на волновой "хвост" от буксировщика и прыжка ( или выполнения
нового внутреннего виража ). Фал при выполнении внешнего виража лучше держать
в одной руке ( той, которая спереди по ходу движения вейкборда ).
Теперь попробуйте выполнить внешний вираж с другой стороны от оси движения
буксировщика. При этом фал держите в той же руке, однако все остальное наоборот.
Выполняйте серии связанных внешних виражей с проходом через волновой "хвост"
без снижения скорости на закантованном вейкборде с дополнительной аммортизацией действия волн ногами.
Разворот на 180°
Выполнение этого элемента подразумевает, что Вы достаточно уверенно катаетесь
как в правосторонней, так и в левосторонней стойке. Если это не так, то начните весь
этап обучения сначала, стартуя при этом в другом, менее удобном положении. Как
только вновь почувствуете себя хозяином ситуации можете приступать к выполнению
разворота на 180°.
Простейший его вариант следующий. Буксировщик снижает скорость. В момент, когда
скорость упала, можно сравнительно легко изменить направление движения. Сразу
же за этим следует набор скорости, не дающий вейкбордисту "провалиться" под воду.
Аналогичный вариант, но без снижения скорости буксировщика состоит в следующем.
Буксировщик выполняет разворот по дуге с радиусом 25...35 м. Вейкбордист, находящийся
внутри дуги этого поворота, теряет скорость в достаточной степени для выполнения
разворота на 180°. При этом нужно быть внимательным, чтобы не оказаться в
самом центре, где скорость равна нулю это вызовет неизбежное проваливание под
воду. Как только маневр выполнен, водитель должен прекратить движение по дуге и
начать двигаться прямолинейно, что позволит вейкбордисту снова набрать скорость.
Оба варианта лучше начинать выполнять из более неудобной стойки ( т.е., если Вы
REGULAR, то надо переходить из GOOFFY в REGULAR ). Тогда после завершения легче
сохранить равновесие.
Третий вариант без снижения скорости в движении по прямой. Выполняется
внутренний вираж с уходом в сторону, последующей раскантовкой вейкборда, разворотом его поперек движения и переносом веса тела на другую ногу. Уход в сторону в
данном случае позволяет ослабить натяжение фала в момент разворота.
Четвертый вариант то же, но без ухода в сторону и ослабления фала. Будьте
осторожны, при этом легко зарыться в воду.
Пятый вариант в прыжке. Достаточно прыжка совсем небольшой амплитуды, как
при наезде на волновой "хвост" буксировщика, так и на ровном месте, энергичным отталкиванием от воды или использованием подходящей волны от другой лодки. При должной
сноровке выполняется почти автоматически с целью подготовки к заходу на прыжок
в требуемом положении.
Поперечное глиссирование
Если Вы выполнили четвертый вариант предыдущего упражнения, то Вам уже все
должно быть ясно. Ставите раскантованный вейкборд поперек направления движения
и равномерно загружаете обе ноги без дальнейшего разворота в какую-либо сторону.
Брызги при этом летят прямо Вам в лицо, что в некоторой степени устраняется изменением угла закантовки. Оставаться в таком положении можно довольно длительное
время, с последующим выходом на любую сторону ( или падением лицом вперед ).
Значительно сложнее выполнить то же упражнение, но спиной вперед. Зато, освоив
его, можно уже выполнять довольно "экстремальные" связки разворотов и виражей,
чувствуя себя на вейкборде гораздо увереннее.
Наиболее сложный вариант поперечного глиссирования на гребне волны от
буксировщика. Положение крайне неустойчивое. Аналог проезда на скейте или сноуборде
по перилам, но с гораздо большей скоростью.
Прыжки
В выполнении прыжков различной степени сложности и заключается дальнейшее
совершенствование техники вейкбординга. Вариантов здесь очень много, от простейших, с разворотом на 180° и более, до полных оборотов со многими вращениями,
перехватыванием фала, заходом на прыжок и приземлением спиной вперед.
Подробности исполнения каждого из них лучше смотреть на видео в замедленном
темпе, а не читать текст. Хотя, безусловно, интересно узнать какие-либо подробности
от непосредственных исполнителей. Мастера вейкбординга, отзовитесь! Все присланные материалы будут опубликованы
Дабл-Ап
Журналисты из НТВ+ когда-то перевели DOUBLE-UP просто как дополнительный
трюк к основной программе выступлений. Дело в том, что на соревнованиях выполняется два проезда в разных направлениях по одному и тому-же маршруту с выполнением серий прыжков и Дабл-Ап в конце выступления. В действительности же Дабл-Ап
представляет собой следующее.
Буксировщик выполняет разворот по дуге определенного радиуса и после этого пересекает собственный волновой след под углом, близким к 90°. В месте пересечения
возникает, так называемая, зона конвергенции волн с образованием нескольких
стоячих волн с высотой, вдвое превышающей высоту основной волны ( отсюда и
название элемента ). Вейкбордист, оставаясь во время разворота внутри дуги, стремится использовать одну из этих волн вдвое большей высоты в качестве трамплина
для суперпрыжка. Это уже настоящий BIG AIR ! Выполнялись двойные и даже тройные
сальто.
Сложность при выполнении Дабл-Ап заключается, в том
числе, и в выборе удачной волны. Зона конвергенции чрезвычайно нестабильна.
Волны в ней перемещаются, меняют форму и даже исчезают. Кроме того
они имеют различную крутизну скатов и размер. Все это требует колоссального
опыта и определенного риска. Однако результат может решить исход
всех соревнований, что , как правило, и происходит.
|
1. Буксировщик.
2. Путь буксировщика.
3. Путь вейкбордиста.
4. Зона конвергенции волн.
|
|