Maximilian
Завсегдатай
(#1694)
Киев
Отчеты
Рейтинг: 1817
Оценки сообщения:
|
ЧАСТЬ 1 Вступление + КьерагДолжен Вам сказать, друзья, тут я уже бывал. Пару тройку лет назад я был участником экспедиции по «Дуге Струве». Местом ее окончании был городишка Хамерфест, что на севере Норвегии. После окончания мероприятия мы, конечно, еще прокатились немного по фиордам. Каждый из нас тогда сказал почти одно и то же: фиг его знает, когда еще раз сюда приедем. От Хамерфеста мы поднялись на север и посетили Норд Кап. Место знаковое и для меня, как для географа, буквально культовое. После чего немного спустились на юг, до Лофотенских островов. На этом, собственно, «экскурсия» по Норвегии в тот раз для меня закончилась. А ведь стоит отметить, что наиболее яркие достопримечательности этой суровой северной страны, расположены на юге. Три года я готовил поездку по этим местам. Сначала хотели ехать на велосипедах небольшой компанией. Дело это достаточно популярное и ни каких особых новостей в себе не таит для людей более менее приближенных к велотуризму. Я даже собрал специально для этого дела отдельный велосипед. Зима ушла на покупку и сбор всех комплектующих, подготовку рамы для сборки и т.д.. Были намечены для приобретения необходимые туристические девайсы, ибо те, что имелись в наличии подходили или для автомобильного туризма, или для вылазки в выходной день при хорошей погоде. А погода в Норвегии – это нечто. И шутить с этим не надо. Посему и подготовиться надо было основательно. Хорошая легкая палатка, такой же спальник, самонадувной коврик и еще пара-тройка необходимых туристических примочек из серии «супер лайт». Подготовка состояла из нескольких основных моментов. Снаряжение и маршрут. Если с первым было все более менее понятно, то со вторым пунктом, на первых порах, было все на много сложнее. Карты, Инет, «Гугл Земля», маршруты, отчеты, отчеты. Турбина, Мангуп, Харьковский Турист... Поездка на велосипедах не получилась из-за отмены известного лоукоста в Осло. Лето прошло, а желание поехать – нет. Осенью начали готовиться уже к автомобильному маршруту на следующий год. Собралась компашка желающих разделить со мной все тяготы и лишения подобного мероприятия. Был отличный микроавтобус и мы начали встречаться, обсуждая все детали. И опять, как часто бывает в таких случаях, ни чего не получилось. Работа, сроки отпусков, материальные возможности – не сложились эти и многие другие факторы в один пазл и в прошлом, 13-ом году, я поехал в Прибалтику, еще на шаг подобравшись к мечте. И вот в этом году я сказал себе – если не сейчас, то ни когда. Все начинается с Карты Вот и куплена бумажная карта Норвегии. Один за одним на нее начали наклеиваться маленькие красненькие стикеры с цифрами, под которыми в легенде я записывал названия достопримечательностей. Номера дорог, паромы по маршруту, кемпинги. И опять отчеты, отчеты. Информации в Сети очень много, написано про все. Но все «это» начинаешь понимать непосредственно будучи на месте. И тем не менее, масса информации собранной дома, очень помогает тебе на месте. Очень сильно помог с маршрутом и с многими тонкостями мой товарищ, вернувшийся очередной раз от туда за неделю до моей поездки. Его информация была самой полезной. Стала реально вырисовываться ветка маршрута. Что смотреть, где останавливаться, что покупать и в каких магазинах, платные дороги, тоннели, парковки, заправки. Мы купили по Инету места на паром из городка Хьеринг, на самом севере Дании, в Норвегию, в городок Кристиансанд, а так же и на обратный путь – из городка, что на самом юге Швеции, в Польшу, в Свиноуице. Мы так проложили маршрут и решили его придерживаться. Мною было предложено многим друзьям составить нам компанию, но увы, ни кто не смог этого сделать. А было бы не плохо. Самое главное в этом /путешествии/ деле, увы – экономия средств. Ибо ни для кого не секрет, что Норвегия страна достаточно недешевая. И при условии разбивать все траты на компанию, можно достаточно бюджетно путешествовать. Но... все расходы легли на нас двоих. Забегая вперед скажу, что все оказалось не так страшно, как предполагалось.
База Одна комната моей квартиры была отведена под сборочный пункт путешествия. Путешествовать мы собирались максимально по-туристически. Пользоваться услугами кемпингов, жить в палатке или максимум снимать домики, готовить самим еду и т.п. Опыт прошлогоднего путешествия по Прибалтике показал, что подобный формат очень удобен. В Норвегии сеть кемпингов очень обширная, услуги в них есть все и популярность подобного отдыха там оказалась очень велика. Все бивуачное снаряжение у нас было. Палатка, толковый матрас, компрессор для него, стол, стулья, посуда, горелки и лампы. Позднее пришли к выводу, что надо бы обзавестись еще кое чем. Но об этом позднее. Продуктов мы закупили не очень много, но все необходимое у нас имелось в достатке. Хотя, что можно так закупить? Каши, рис, тушенку, рыбные консервы, фасоль. Печенье, шоколад, кофе-чай )) Всего все равно не затарить. Но, как бы то ни было, взяли все, что посчитали нужным. Овощей на первое время, яйца, пиво и виски, минеральную воду. Все это там тупо в два/три раза дороже и первое время мы себя ограничили от походов в магазин. Везли даже немного картошки, которая запрещена к ввозу в Норгу. Пару палок колбасы /которую так же желательно купить в той же Польше и сохранить чек, дабы было видно, что приобретено на территории евросоюза, если чего вдруг..../ Таможни как таковой нет, но нас конечно тормознули после парома уже на территории Норвегии и пару минут «уточняли» наши цели, намерения и т.п. Досмотра не было, работают там спецы и им много времени не надо, дабы понять, стоит ли торбить машину или нет. Мы были об этом предупреждены: те несчастных пару килограмм картошки мы спрятали «по-глубже» в недра багажника /самому смешно/, туда же «ушла» и колбаса. Все остальное было очень аккуратно разложено по прозрачным пластиковым боксам, якобы ничего не скрывая. Овощи, яйца и т.п. разместились в переносных пластиковых ящиках, с которыми очень удобно обращаться. Поехали Первый перегон был не долгим. Киев – Ягодын. По «варшавке» мы отлично проехали до границы и там заночевали. Гостишка находится буквально за 500 метров от перехода. Сходили вечером туда, посмотрели на очередь. Уже было понятно, что быстро тут не получится. Уточнил я про тонировку – все в один голос говорили, что поляки не пускают с передними тонированными стеклами. Решил не испытывать судьбу и вернувшись обратно в гостишку, за пол часика аккуратно снял пленку с передних окон. Как стало ясно потом, ни кто бы и не подумал задать вопрос про тонировку. Переход занял гребанные ВОСЕМЬ часов, все пеклись на солнце, как на сковородке, все стояли с опущенными окнами и вопрос тонировки в принципе не понимался. Рано утром было еще терпимо, прохладно. Но к 12-ти часам мозги уже плавились полностью. Но маршрут наш не заканчивался, а только начинался, посему решение снять тонировку было правильным. И опять, в который раз, пара грязных слов про переход границы. Ну что же за фак! 8 часов! Большую роль в «скорости» перехода играли местные жители, пусть меня простят, т.н. «волыняки». Мне не однократно рассказывали про них. Но вот выдался шанс самому во все всем убедиться. Стоишь в очереди. Мимо, вне очереди, проезжает небольшой бусик, стандартный авто для приграничной зоны. И как в последствии оказывалось, «договорывшысь», этот бусик влазит в очередь где-то впереди. Спустя некоторое время, перед ним влазит еще три таких же его «друзей». И это происходит постоянно на протяжении всей очереди. Дотягиваемся до первого человека в униформе. За то время, пока мы стояли рядом с ним, к нему постоянно подъезжали машины вне очереди, с одним, понятно каким, желанием – проехать «мимо» очереди. А она, кстати, начиная с того момента, как мы в нее стали, выросла условно за горизонт. Это был понедельник. Кто тыкал какие-то бумажки, кто ксивы, кто пытался вызвать жалось на то, что в машине дети... Все это были наши люди. ФАК! Уроды! На что вы рассчитываете, выдвигаясь на таможенный переход? На то, что вы проедите вне очереди? На то, что вас ВСЕ пропустят? Не спросив НИ У КОГО, вы влазите «без мыла» и радуетесь тому, как ловко вы всех развели? Моей злости не было границ. Который раз мною за последние годы переходится граница и каждый раз одно и то же. Жлобство - пока наше главное правило... В Европу рвемся, ну ну (( Поляки задали два вопроса: - Куда едите? - Ответ: в Норвегию - Работать? Ответ:отдыхать В полуобморочном состоянии около полудня вы отрулили с таможни. Дорога была пока голименьком однорядкой. Машина, по всей видимости, ехала с таким же настроением, что было и у нас. Тяжело как то все шло. Я уповал на говенного качества 92-й бензин, залитый на ОККО еще перед границей. Хотя всегда на нем езжу и замечаний не было ни когда. А тут вот не едет и все. Солнце нещадно жарило в непривычно неторированные окна. Козырьки, кондиционер не спасали. И тем не менее, мы легли на маршрут. Сегодня вечером мы должны были ночевать в Берлине. Расстояние не малое, и надо было не то, что бы торопиться, но и не расслабляться. Физическое состояние, как и моральное, было мягко говоря, «никакое». Все факторы в сумме привели к первому «проколу»: нарушению правил обгона. Выйдя на обгон и находясь уже «в процессе», замечаю «выскочивший» за фурой на обочине знак «обгон запрещен» и в дополнение к этому – набегающую на меня соответствующего типа дорожную разметку... фааак (( все бы ни чего, но, конечно, тут же на пригорке, меня принимают местные полицейские. Проезжаю еще немного и меняемся с Джу местами. На какое-то время меня просто рубит и я просыпаюсь уже на Варшавой. Опять меняемся и вечернюю прохладу мы встречаем на улицах Берлина. Город просто заполнен велосипедистами. Я в шоке. На светофоре рядом останавливается огромный мерседес-такси. Останавливается и глохнет. Красный, желтый... Таксист отпускает педаль тормоза, авто заводится и мы трогаемся вместе. Вспоминаю, как читал про эту систему экономии топлива и сохранении окружающей среды. Потому и дышится тут легко. Немного кружим по городу и находим нашу гостиницу. Паркуюсь около БМВ 1200ГС. Молча завидую его хозяину. Долго заснуть себя не заставляли. Отрубились в минуту. Первое лирическое отступление. Техническое. При заправке в Ягодыне, открываю я заднюю дверь, дабы достать канистру. Брал с собой 5-7 запасных литров. Открываю и понимаю, что амортизаторы не держат ее вообще. А дверь, я вам должен заметить, очень тяжелая. Как выяснилось уже дома, один аморт был уже слабоват, а второй просто умер. Вытек и все. Каким же это оказалось неудобством. Уже в Норвегии я нашел какую-то палку, подогнал ее по нужному размеру и каждый раз устанавливал ее при открытии задней двери, подпирая ее. А до Норвегии приходилось подпирать дверь тубусом спиннинга. Дверь при этом оказывалась поднятой не максимально и каждый из нас получил неоднократно этой самой дверью по голове. Жэсть. Какой позорище, одним словом! Как мне было стыдно это делать каждый раз. Но будем надеяться, что ни какого даже морального вреда я не принес ни кому из наблюдавших это иностранцев. По приезду домой, я купил новые, оригинальные. Ни какие другие туда не становятся из-за низкого значения усилия. Дверь реально тяжелая. Вот так )) Германия Утром, очень плотно позавтракав, мы прихватили с собой немного этого самого завтрака в дорогу. Погрузились в машину, выставили в навигаторе датский портовый городок Хиртсхальс и легли на курс. Утро было свежим. Не было жары, синее небо и яркое солнце, прохлада. Самая хорошая ситуация для вождения. Из города выбрались быстро. Города в И-Гоу прописаны отлично. Хиртсхальс – это городок на самом севере Дании. От туда у нас на сегодняшний вечер был проплачен паром в Норвегию, в Кристиансанд. А пока мы спокойно едем по немецкому автобану со смешной скоростью около 100 км/ч. Спешить не куда, дорога отличная, паром около 8-ми вечера, а ехать нам не много. Гамбург предусмотрительно объехали, ибо там на это время велись большие строительные дорожные работы. Опять таки спасибо моему другу Алексею, сообщившему мне об этом. Едем, ни кого не трогаем. В «задних» зеркалах замечаю какую-то машину с мигалками. Догоняет. Вижу – вся машина расписана, обклеена... Таможня! Ровняется с нами )) я – ноль внимания, но боковым зрением все наблюдаю. Мигалки уходят вперед, но не на долго. Метров за пятьдесят становятся передо мной в ряд и включают табло с информацией для меня: «ахтунг! Таможня! следуйте за мной....» заезжаем в карман парковки. Из лунохода выходит водитель, худощавенький мужчина средних лет, а с пассажирского места – рослая здоровая баба, именно баба! Болотного цвета футболка заправлена в брюки, брюки в свою очередь в берцы... - так мол и так, куда едите? - в норвегию - работать? Да что ты сделаешь? Все бояться нелегалов, что ли? У нас полная машина бивуачного снаряжения, спиннинги/удочки )) хорошие работники... Посмотрели все бегло, взяли доки – все отсканировали у себя в машине и попрощались... Это все к чему? К тому, что таможни-то ни какой нет, границ нет, но наблюдение и контроль ведется. Остаться незамеченным не получится. Дания Предыдущий раз заправлялись в Польше. Германию прошли, как говориться, транзитом. В Дании оказался в наличии 92-й. Залили по пути немного и уже в Хиртсхальс залили полный бак. Большинство АЗС безлюдные. В прямом смысле. И без обслуживающего персонала. Вставляешь карточку в аппарат, выбираешь колонку, бензин/соряла... Банк блокирует на карте некую сумму. Заправляешься. Сумма возвращается и снимается то, на что ты залился. Есть смысл иметь все деньги на карте. Та же гривенная «Приватовская» карта – отличный вариант. Везде можно рассчитаться по карте, в 99,9% случаев. Все будет без комиссии, без дополнительных потерь. Вот и мы залились под горло. У нас оставалось пару часов до погрузки, мы отъехали чуть в сторонку и остановились, дабы все в машине привести в порядок, спрятать, что надо, подготовиться к парому и возможно, к будущему досмотру на норвежской стороне. Мы собрали в рюкзачек бутеры, немного овощей, термос. После загрузки надо быстренько занимать места в залах отдыха. Зная об этом, мы поступили правильно. Джу сразу пошла на палубы, смотреть что к чему. Я прихватив собранное, по рации связавшись с Джу, выяснил где она. Сидели мы у окна. Перекусили немного, на месте купили кофе. Кораблик наш отчалил и взял курс на Норвегию. И с середины пути на море началось не хилое волнение. Соответственно, нашу посудину так же стало кидать. И меня с ней начало конкретно тошнить. Ох, я вам скажу, и неприятные это ощущения... Но благо все немного успокоилось. И меня отпустило. В Норгу пришли по нашему в 12 ночи. В навике забили ближайший кемпинг и решили ехать туда. Норвегия. Выгружаемся. Все мокро вокруг. Понимаем, что только что закончился непросто дождь, а конкретный дождь. Колонной тянемся на выезд из порта. Нас конечно останавливают таможенники. Все как и предполагалось. Отвечаем на вопросы. Нас отпускают и мы трогаем дальше. Едем уже одни. В полнейшей темноте. Что вокруг нас – хз. Очертания скал, камней и все. Начинается дождь. А нам надо где-то табориться. И кемпинга мы не находим. Зато находим чудесную полянку около озера. Совсем рядом от дороги. На сегодня вариантов нет. Становимся тут. Десять минут: палатка стоит, матрас надут, постель лежит. Закрываемся..... спим. Всю ночь по палатке стучит дождь. Под утро утихает, и как только у нас возникают мысли подниматься, дождь опять начинает капать. Стоит указать, что легли мы наверное около часа ночи по нашему времени, а может и позже. поднялись, как нам позволил прекратившийся дождь. Почистили зубы, собрали палатку, сложили мокрый тент на клеенку в багажник и тронулись в путь уже под дождем. Жесть только начиналась, а моя Джу была уже в шоке от ситуации, в которую мы попали. И тем не менее – мы едем вперед. Примерно в обеденное время мы паркуемся на одном из бесчисленных мест стоянок. Туалет, скамейки, мусорные баки и прекрасный вид на местную природу – это составляющие стандартной парковки на дороге в любом месте Норвегии. Мы решили «позавтракать». Я быстро достал все необходимое, нарезал бутеров, сообразил яичницу с помидорами, вскипятили чайку. И тут вдруг вышло солнце. Это было просто подарком, и не столько для меня, как для Джу. Я понимал, что она начинала немного офигевать от того, куда она попала. Она начала вспоминать про все нужные теплые вещи, которые она оставила дома. Я уже как мог шутил и пытался объяснить, что деваться некуда и что впереди может быть только тяжелее и сложнее. Одним словом... мы подкрепились и заварили чайку в дорогу в термос. К концу трапезы солнце спряталось и опять пошел дождь. Классическая ситуация с погодой в Норвегии. Мы молча завидовали путешествующим на автодомах, не имевших ни каких проблем с дождем. А мы опять на маршруте. Но то, что этот день вылетел из нашего графика, мне становилось все очевидней и очевидней. Первым нашим местом, которое мы планировали посетить, был камень «Кьераг»: это реально огромный каменюка, чудом застрявший между двух скал, нависающими на бездной Люсифиорда. Да, вот такой вот, казалось бы простой каменюка, но к нему каждый день идут толпы людей, дабы посмотреть на него, попрыгать на нем и, конечно же, сфотографироваться. Маршрут к нему начинается с парковки около ресторана и смотровой площадки на сам, собственно, Люсифиорд. Парковка платная. Но я был предупрежден Алексеем о наличии чудесной бесплатной парковки на подъезде к этому месту. И точно. Вот она. Все точно, как на фото в гугле. Мало того, что тут можно стоять сколько угодно, так от сюда еще и начинается тропа на «Кьераг», идя по которой, мы режем немалую гипотенузку на маршруте. Вот мы и начали резать эту самую гипотенузу. Но вовремя остановились и вернулись обратно к машине. Решение такое было принято из-за того, что на маршрут мы вышли относительно поздно, а начавшийся дождь внес дополнительные трудности в передвижении. Мы вернулись к машине и поехали искать ближайший кемпинг. До него было около 20-ти км. Погодка была фиговенькой, хоть и не капало. Дорого, но мы все таки решили снять домик, т.к. были немного измотаны, предыдущую ночь провели под дождем, хотелось отдохнуть, принять душ, просушить туже палатку и т.п. Заходим в домик-ресепшн. На диване лежит здоровый мужик, седой, в очках. Смотрит телевизор огромного размера. Рядом с ним пушистый котяра. Мы тут же почувствовали, в на сколько теплую и домашнюю обстановку мы попали. Палатку поставить стоит «столько». Домик снять стоило в пять раз дороже. Но... что это был за домик... в малюсеньком деревянном домике все было на столько грамотно продумано, но просто диву даешься, как тут можно шестерым спокойно умещаться. Мы конечно просушили все, вкусно поели, привели себя в порядок, выспались и утром выдвинулись опять таки на тот самый Кьераг... Кьераг Наша шаровая парковочка опять была пустой. Вышли. На подъеме начал немного накрапывать дождик, но мы на него не обращали внимания. И скоро он перестал. Выглянуло солнышко, стало гораздо веселей и теплей. Маршрут местами шел по камням, местами по достаточно отвесным стенкам. В таких местах были установлены дополнительные перила в виде цепей, для страховки. Виды стали открываться просто головокружительные. Примерно через часа полтора мы достигли места. Чего тут рассказывать, ребята. Смотрите сами. На обратном пути и мы с Джу построили свой тур. Они тут по всюду. Просто куда не посмотришь, везде они. Это своего рода некий обряд, своими корнями уходящий глубоко в историю. В те времена, когда первопроходцы, открывая новые земли, оставляли за собой сложенные из камней небольшие пирамиды, внутри которых оставляли записки. Вот так все это и дошло до наших дней. Только теперь это имеет немного иной смысл. Побыли на месте. Сфотографировались. Перекусили немного. И тронулись в обратный путь. По пути подошли к снежнику, по которому я побегал босиком. Прохладненько, однако... Вернулись к машине. Парковочку с нами делили еще 4 машины. Мы переоделись. На речке я вымыл обувь. Выпили кофе, подкрепились печенькой. И как только сели в машину начался дождь. Это было очень смешно. Но нам он уже был не страшен. Мы взяли путь на Прекештулен. ЧАСТЬ 2 Кафедра проповедника Добрались до основной дороги взяли курс на первый наш паром. Паромы в Норвегии - это местные швейцарские часы. Четко работают. Объехав с юга известный уже нам Люсифиорд, на пароме мы перебрались на его северную сторону. И вот уже мы на кемпинге недалеко от нашей следующей достопримечательности. Таборимся. Погода отличная, готовим вкусный ужин, отмечаем приезд на новое место. Имеем доступ к Сети. Посылаем в мир сообщения. Утречком не залеживаемся. Принимаем душь, готовим завтрак и сворачиваем лагерь. Покидаем кемпинг. Через несколько километров паркуемся на парковке около начала маршрута на «кафедру». Место большое, парковка платная: заезд свободный и при выезде платишь. Все организовано просто отлично. Большой чистый туалет, везде все убрано, висят информационные щиты. Ребята/девчата направляют тебя на парковочные места. Светит солнце, настроение отличное и мы начинаем подъем. Народу немало. Все выходя из машин переодеваются в трекинговую обувь, одежду и т.п. Идут все: и стар и млад, с собаками, с грудными детьми, пенсионеры и дети. Начало маршрута – подъем. Местами из камней выложена лестница, местами деревянные настилы, местами просто тропинки, кое-где мостики. Выходим на место. О-гоо... впечатляет, однако. Внушительных размеров, почти квадратный утес, обрывается в голубую морскую бездну... место, конечно, просто сносит голову. Надо заметить, что с погодой нам просто отлично везет. Ночью немного капало, но под утро все было прекрасно. Напомню, что масса достопримечательностей Норвегии находятся в стороне от дорог. Их посещение исключительно пешеходное. Подъехал, поставил машину и вперед пешочком.
Вернувшись с Прекештулена, мы погрузились в машинку и взяли курс на городок Одда. Генерально мы двигались на север.
Лотефоссен По дороге в Одду мы проезжаем мимо одного из самых известных водопадов в Норвегии – Лотефоссен. Его называют «двойной» водопад и он действительно таков. Гудит очень сильно, воды извергается огромное количество. Красивое, сильное место.
В город мы приехали относительно под вечер и остановиться в местном кемпинге не получилось, т.к. тот был полностью забит. Пару тройку мест можно было найти, но без романтики и комфорта. А мы так не любим. Немного вернулись обратно по дороге и заехали на иной кемпинг, который был почти пустой. Тут чудесно и переночевали. ЧАСТЬ 3 Одда Утро было пасмурным, но все явно шло к улучшению погоды. Так и случилось. По пути в город можно было наблюдать отроги ледника национального парка «Фолгефона». Впечатляюще, конечно, слов нет. Опять заехав в Одду, мы запарковались чуток в стороне, и пошли на прогулку. Зашли в местный информационный туристический пункт. Взяли кое-какие проспекты. Уточнили маршрут на предстоящий «язык Троля» /«Трольтунга»/ и нам стало понятно, что сегодня мы ни куда не успеваем. Я принял решение не гнать коней, ибо маршрут был достаточно тяжелый и занимал много времени. До пяти часов в одну сторону. Поздно было выходить сегодня на маршрут. Ко всему остальному до него надо было еще доехать. Это заняло бы еще час времени. Одним словом, мы вооружившись информацией, немного погуляв по городку, фотографируя, заехали в Одда-Кемпинг, нашли там свободное место и чудесно затаборились. Погода была просто прекрасная, на солнышке буквально было жарко. Установили лагерь, и я пошел пытать счастья на рыбалке. 20НОК стоило разрешение на рыбалку. Предупредили, правда сразу, что рыбы в озере мало. Но это не имело ни какого значения. Важен был сам процесс. Вода была холодная. Часок другой я покидал блесну, и как ожидалось, ни чего не поймал. это мой норвежский девайс )) Джу отписывалась по почте. На обед сообразили легенький супчик. Одним словом – все было чудесно. Сегодня на кемпинге мы встретили наших земляков, киевлян. Они живут и работают в Бельгии. Были на своем местном авто. Вечер провели за разговорами в палатке. Как стали укладываться начался дождь и шел почти всю ночь. Завтра планировалось покорение "Языка" ЧАСТЬ 4 Язык Троля Я до конца не понимал, что делать, если идет дождь: идти на маршрут или нет. Т.е. выход в дождь – откровенное обрекание себя на жэсть. Со мной - так ладно, а вот Джу по-прежнему тяжело переносила все тяготы и лишения столь долгожданного отпуска. На парковку около «Трольтунги» мы подъехали далеко не первыми. Там уже стояло около полусотни авто. Забежали в туалет, оплатили парковку на 12 часов, кинули необходимое в рюкзак и вышли на маршрут. Первый километр его был сплошным подъемом, при том с серьезным градиентом. Местами на тропе исполнена лестница из камней, но с достаточно высокими ступенями. Местами были накинуты веревки в виде перил, для страховки. Т.е. тропа достаточно серьезная. Для меня, закаленного Карпатами, 11 км в одну сторону не было чем-то серьезным. Но тут все было немного по-другому. Тут находится остатки фуникулера, по лестнице которого некоторым, судя по отчетам, удавалось подниматься наверх. Тут три с лишним тысячи ступенек. Но везде написано, что проход сюда запрещен и ни кого ни куда не пускали. А главное – мне приходилось идти медленнее своего темпа, т.к. я постоянно ждал Джу. И это было, увы, главным утомляющим фактором для меня. Погодка стала налаживаться и вскоре выглянуло солнышко. Тут же стало теплее и приходилось с себя снимать курточки. За ближайшие 4 часа погода менялась постоянно, и одеваться/раздеваться приходилось часто. Все из-за отсутствия грамотной трекинговой одежды. И не только правильной одежды нам не хватало. Нам не хватало правильной обуви. Через каждый километр маршрута, мы встречали таблички, напоминающие нам про пройденный путь и про оставшийся. Весь маршрут отлично маркирован. Сбиться нельзя. Шли долго. Около 4 часов в одну сторону. Много разговаривали. Я пел песни и читал стихи, пытаясь как-то поддерживать «боевой» дух у нашего мероприятия в целом, и конкретно у Джу. Рассказывал ей про историю покорения Эвереста, про Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея... Эти рассказы реально отвлекали ее от монотонного «топ-топ», и я очередной раз радовался каждой километровой табличке.
К «языку» подошли уже порядком подуставшие. У нас был горячий чай и шоколад. Мало взяли с собой. Но и то что было - очень помогло. Свою порцию я отдал Джу. Ну что вам сказать. Да, простой кусок скалы, торчащий из горы. Согласен – необычно. Находится в конкретной Ж. Красиво и величественно. Стоит ли сюда идти – решите для себя сами. Для настоящих туристов есть отличный вариант посещения этого места с ночевкой по пути. Паркуешся внизу авто, поднимаешься наверх и посередине маршрута останавливаешься на ночь. Утречком свеженьким, налегке, в полном отсутствии кого бы то ни было, посещаешь объект и спокойно возвращаешься в лагерь, собираешь вещи и топаешь к машине. Очень грамотный подход для посещения «Языка».
Но подготовленным людям можно планировать все пройти одним махом. Тут много чего зависит, опять таки, от погоды. А мы подкрепились и стали в очередь на фотографирование. Запечатлелись. Начинало немного холодать из-за того, мы перестали двигаться. Группы туристов, по очереди делают фото сессии и кое кто уже отчаливает в обратный путь. Надо напомнить, что обратный путь так же составлял 11 км и надо понимать, что идти обратно гораздо труднее, особенно вниз. И это мы испытали по полной. На последней трети пути при ярком солнце начал накрапывать дождик. И шел он почти до конца маршрута. Последние пару километров было сухо и одежда сама на нас высохла. Последний километровый спуск окончательно убил остатки наших сил. Я спустился полуживой, отчасти напомню из-за того, что медленно шел, а Джу спустилась просто мертвой. Попили водички, перевели дыхание и отчалили в сторону городка Кинсарвик. Заехали в первый же попавшийся кемпинг и сняли на ночь простой домик. Кемпинг находился на возвышении, и из окна нашего жилища открывался просто таки обалденный вид на фиорд, что был у нас «под ногами». Согрелись. Поужинали. Начали восстанавливать и моральные и физические силы. Как только поселились, начал накрапывать дождик, и забегая вперед скажу, что шел он всю ночь до утра включительно. Утром уезжали под ливнем ЧАСТЬ 5 Уезжали мы просто под ливнем. Но как и водится в Норвегии, через пятнадцать минут, при въезде в город Кинсарвик дождь сменился солнцем и все сразу стало хорошо ))) В Кинсарвике мы купили немного продуктов и легли на маршрут в сторону городка Берген. Дорога была относительно не близкая, но какое это имело значение. Дороги потрясающе красивые, завораживающие виды, прекрасные парковки для отдыха, неспешный скоростной режим. На этом участке было масса тоннелей. Один городок Восс чего стоит, с его потрясающими парками и набережной. Одним словом, с парочкой перекуров мы доехали до Бергена. Городок этот известный тем, что в прошлом он был столицей этого королевства, а так же первым городом, построенным полностью из дерева. Старая центральная его часть таковой и осталось, и на сегодня находится под присмотром ЮНЕСКО. Она конечно, и является изюминкой этого города. Такой же, как и большой рыбный базар, что находится тут же, рядом. Мы конечно облазили все вокруг да около, получая неописуемое удовольствие от архитектуры, улочек, дворов и т.п. Известный музыкант Эдвард Григ, в свое время был тут главным человеком по ловле трески. Как все сплетено, однако .... Стоит отметить, что к этому времени мы изрядно проголодались и решили, что надо бы отметить посещение такого красивого места какими-то ресторанными вкусностями. Немного отойдя от центральных шумных улиц, мы нашли чудесный, относительно не дорогой ресторанчик. «Относительно не дорогой» - в Норвегии штука очень условная, и тем не менее, он был действительно не дорогой относительно подобных заведений, что были пару тройкой кварталов ближе к центру. Потрясающее обслуживание и такое же угощение ожидало нас в ближайший час. Форель, китовое мясо, гарниры и салат. Не буду долго задерживаться на этом месте. Было просто волшебно. В маленьком уютном дворике, мы закончили трапезу двумя капучино и медленно потопали к машине. Подойдя к ней мы обнаружили, что вся площадка, где мы изначально стояли одни, была заполнена запарковавшимися авто. Контрольное фото на память и в дорогу. Ехали мы буквально обратно. Нам нужен был все тот же городок Восс, но к нему мы поехали другой дорогой, вдоль Хардангенфиорда. По пути у нас было еще несколько достопримечательностей. Первая - это был водопад Фоссенбрайт. Место это представляет собой некий перевал, с которого собственно, сам водопад и ниспадает. Но еще оно интересно тем, что именно тут, во время наступления фашистов, несколько недель вели сопротивление норвежские ополченцы. С этого перевала было удобно отражать атаки. Но силы были очень неравные и Норвегия пала под натиском Германии. Информация о том, что Норвегия стала на сторону Германии не очень культивируется, но факт остается фактом. На этом месте установлен памятный знак и орудие, напоминающее о тех событиях. С географической точки зрения, место это было просто воплощение рая. С высокой скалы вниз обрушивался водопад. Многочисленными речушками вода устремлялась дальше по долине, которая была укрыта лесом. Рядом на пригорке стоял чей-то дом. Я представлял, как тут живут хозяева этого места, наблюдая из окна по истине райскую красоту. Нет слов. Второе место для осмотра был еще один водопад «Стеиндальфоссен». Его называют «водопад с изнанки». Водяной поток обрушивается вниз с огромного каменного уступа, под которым есть проход. Красиво, ни чего не сказать. Место это мы наблюдали уже в лучах заходящего солнца. Но от этого оно хуже нам не показалось. Все детали ограждения исполнены из нержавеющей стали. Везде предупредительные таблички о возможных опасностях. Туристы построили кучу туров на подпорной стенке. Место чудесное. Обязательное к посещению. Провожая день чудесный Добравшись до участка дороги, идущей вдоль фиорда, мы уже в сумерках стали искать место ночевки. Она предполагала сегодня исключительно ночлег. Готовить еду надо, нужен был максимум вечерне-утренний туалетный моцион. Заехали на один из кемпингов. Рецепция закрыта. Ни кого нет. Проехали на территорию, поставили палатку. Попили чай, сидя на пирсе, свесив ноги к воде. Проводили закат, вдыхая полной грудью свежий морской воздух. Это был чуть ли не первый вечер без дождя. Умылись и завалились спать. Утром собрались и уехали еще до приезда руководства. По неписанным правилам мы можем честно ни кому не платить. Как собственно и получилось. ЧАСТЬ 6 Флом Нашей сегодняшней целью был городок Флом. Очень популярное туристическое место. Его фишкой является кусок старой железной дороги, «Фломсбана», проходящей в горах по живописнейшим местам. Двадцать км в одну сторону, примерно километр набор высоты. И все было бы ничего, если не чудесная норвежская летняя погода. Начался дождик. Опустился туман и все небо заволокло облаками. Покупать билет на паровоз за 800 грн на человека стало увы, бессмысленным. Ни чего из обещанного там, на верху, мы бы не увидели. Думали взять билет на более поздний, второй рейс Фломсбаны. Но почасовой прогноз погоды нас не обрадовал. Посему мы ограничились экскурсией по месту, посещением огромного сувенирного магазина и фотографированию. Помимо Фломсбаны, тут можно покататься на катере по фиорду, взять на прокат велосипед и обратный путь Фломсбаны вниз проехать самому. Туристов было уже немало и они все прибывали: на мотоциклах, кемперах, автомобилях и автобусах. Продажа билетов на паровозную экскурсию организовано на 5+. Очереди, но все мего организовано. Все ведут себя сдержанно, корректно. Уедут все желающие, одним словом. И мы уехали. Не только из Флома, но как и оказалось, от дождя. Впереди нас ждал Лаэрдальский, 25-ти километровый тоннель, интересный тем, что внутри него установлена аппаратура, воссоздающая интересные световые эффекты. Например, северное сияние. Но даже при условии не супер ясной и сухой погоды, мы решили не ехать по тоннелю, и отдали предпочтение старой горной городе, которая тут была еще до открытия тоннеля. Она почти в два раза длиннее него, представляет собой местами просто жуткий серпантин с огромным набором высоты. И тем не менее, это все с лихвой окупается теми красотами, которые мы наблюдали на этом маршруте. Оканчивается он в том же городке Лаэрдаль, куда и выходит одноименный тоннель. В этом городке мы опять ныряем в тоннель и выезжаем к парому через Ардалсфиорд. Переправляемся и держим путь на отроги ледника Ёстедалсбрин. Голубой СнегоЛед Это огромный, на самом деле, ледник, своими отрогами спускающийся в долину во многих местах. К одному из таких рукавов мы и подъехали. Въезд на парковку оказался платным. От нее маршрут, сам по себе, был просто пустяковым. Как вариант, можно было большую часть его пройти на боте, за доплату. Одеваемся, меняем обувь, чай/печенье и вперед. Масштабность этого места нас просто убила. Огромеднейшая снего-ледяная громадина вроде бы мирно лежала на месте. Но я то знаю, что она постоянно двигается. Из под этой глыбы мощнейшим образом вырывался водяной поток, силу и объем которого сложно представить. Все это сопровождалось оглушительным ревом. Вот она, природа, во всей своей красе. Энергия, красота и суровость. Очень впечатлило. Обратно топали не спеша. Погрузились в машинку и взяли путь на основную трассу. Уже на ней затаборились в кемпинге, который опять нас не встретил своими хозяевами. Дождя не было. Хоть было и прохладно. Поставили палатку, приготовили отличный ужин. Отличный вай-фай позволил отметиться в сети. На ночь поставил заряжаться компрессор. Утром сложились, приняли душ, отлично позавтракали. На каждом кемпинге, уточняю, есть специальное помещение, где расположена полноценная кухня, а так же отдельно душевая и туалеты. ЧАСТЬ 7 И опять мы уехали не встретив хозяев. Сегодня нам предстоял большой переезд. Через городок Лом мы держали путь еще на одну жемчужину королевства – Гейрангер Фьорд. Он считается самым красивым и самым глубоко вдающимся в сушу фиордом. А пока мы въехали в городок Ластер, в порт которого зашел огромный туристический лайнер. Смотрится все это друзья, я вам скажу, просто футуристически. Туристы вышли гулять и ждать экскурсионных автобусов. Яблоко - символ этого места. Вот так красиво оно было исполнено в местном парке. А дорога, тем временем, стала забирать крепко вверх, начался серпантин и температура начала заметно опускаться. Впереди нас ожидал перевал высотой 1600 метров. Т.е. примерно столько же у нас и получился набор высоты начиная с городка Ластер. А как известно, на каждые сто метров набора высоты, температура воздуха опускается на 0,6 градусов. И вот выйдя на прогулку на перевале, мы ощутимо почувствовали соблюдение законов физики. Дорога проходила по фактически не населенной территории. Суровые каменные ландшафты, отроги ледника национального парка Ютунхаймен, водопады и скудная растительность. Это все, что окружало нас на протяжении дороги до городка Лом. Тут мы сделали остановку. Попили чай, сходили в туалет. Погода стала улучшаться и дорожка большей часть побежала вниз. Один фантастический пейзаж сменялся другим. Нам становилось не по себе. Глядя на какое-то красивейшее место, мы не могли подумать, что может быть что-то лучше этого. Но спустя пару минут мы наблюдали опять просто нечто необыкновенное, не веря в эту красоту. Ландшафты просто неземные. И около каждого неповторимого места обустроены места для остановки. Остановись, передохни, сходи в туалет, перекуси. Торопиться не куда. Везде пасутся овечки... картина маслом (с) Наблюдали интересные инженерные сооружения для регулирования водных потоков огромных рек и озер. Последних тут несметное количество и с ними надо что-то делать. Вот и делают. Т.к. уже прошло двадцать минут, упоминая местную примету, погода опять изменилась. Туман. Дождь. А мы, тем временем, подбирались к Гейрангерфьорду и к одноименному городку. Гейрангер Испортившаяся погода не помешала насладиться нам этим местом. Хотя из-за нее мы намеренно пропустили поворот на смотровую площадку, с которой открывается отличный вид на фиорд. Открывается он при хорошей погоде. А сейчас над нами был туман и под ноги капал дождь. Капал.... Переставал и опять капал. Мы на него уже просто перестали обращать внимание. Остановились на одной из парковок, с которой открывается не менее потрясающий вид вниз на фиорд. Блин... Это не просто красиво, это завораживающе. Поражает масштабность, как я говорил. Огромные каменные горы, леса и водопады, дикая местность и абсолютный природный порядок просто не укладывался в голове, и уже точно он ни как не уживался с цивилизацией. Но она была везде, но не «снаружи», а «внутри». Внутри любого туалета на стоянке /горячая вода, чистые зеркала, элитная сантехника/, внутри любого магазинчика, снаружи ни как не выделяющегося, внутри любого маленького домика на кемпинге, внутри любой кафешки. Именно вот так норвежцы сжились с природой. Она главная, поэтому на крышах растет мох, ступеньки сделаны из подходящих камней и т.п. В порту стоял огромный французский круизный лайнер. По всей видимости он только недавно сюда зашел, т.к. его пассажиры вот вот начали выходить из него на прогулку по городку. Сам городок-то - всего ничего. Пять кафе, одна гостиница и пару тройка магазинов с сувенирами. И тем не менее, это одно из самых посещаемых мест в Норге. Прогулялись по пяточку и теперь пока немного в сторону. На задворках всегда можно найти чего-то интересного. Дождик немного усилился и мы решили зайти в местную «колыбу» на обед. Реально колыба. Все строение из дерева, внутри, правда, украшена старым рыболовным инвентарем. Очень вкусно перекусили. Стоит отметить, что еда в Норге достаточно простая. Мало каких изысков, все натуральное... И подкрепились и согрелись. Прогулявшись еще по окрестным кварталам, решаем выпить на дорожку кофе. Кофе и круассан с корицей были прекрасны, как и вид из огромного окна кафешки, где мы сидели. Отъехали не далеко. Опять остановились дабы спуститься к воде. Рыболовы привлекли мое внимание. Постоял рядом, поучаствовал ))) Дорога, отходящая от Гейрангера представляет собой сумасшедший серпантин с таким же набором высоты. Дорога эта называется «дорога Орлов». За каждым поворотом нашему взору представлялся новый вид на все тот же гейрангер фьорд, но каждый вид был не повторим, и каждый вид заставлял удивляться созерцаемой красоте. Генерально держа путь на «лестницу Троллей», постепенно набирая высоту, мы все дальше отдалялись от Гейранрера. Настроение было просто необъяснимо приподнятое. Теплый салон машины, музыка, рядом любимый Джу и убегающая под колесами дорога на краю земли. Епсель, где мы находимся? Я сто раз задавал себе этот вопрос. Мысленно поднимаясь над землей, я возвышался на столько, что представлял Землю, как карту. Понимая, где наш дом и где мы сейчас, у меня просто не хватало слов, дабы описать свои ощущения. Очередной паром. Успешно переправились и опять дорога. Проезжая некую деревушку, заметил интересные объекты. Решил мимо не проезжать и уделить внимание этому месту. Достаточно мощная речушка обрывалась небольшим водопадом, уходящим под мост. Но тут же стояла, по всей видимости, локальная ГЭС. Старый мост, пешеходные тропинки, рыбаки. Красиво тут, добавить нечего. По дороге встречаем очень выразительные домики Троллей. Буквально дома троллей. И вот долгожданный указатель. Паркуемся. Лестница троллей Как и везде, так и эта парковка была выдержана в оригинальном стиле. И магазинчики с сувенирами, и туалет. Тут еще мы наблюдаем красивые дизайнерские решения в виде небольших водопадов и некоего конференц зала. Идем на смотровую площадку. При ее строительстве в бюджете страны было заложено 50 тыс «ноков». Потратили 200. Но зато получили признанное самым лучшим в мире инженерное решение. Сама дорога «лестница Троллей» была построена специально, дабы соединить соседние районы страны, но из нее не забыли сделать культовое туристическое место. И опять поражают размеры. Фотография мало что может передать, разве что от части дает понять масштабность, увидев на фото автомобили. Моего широкоугольного объектива не хватало взять в кадр все, что хотелось. Но что-то получилось... И мы начали медленно спускаться, пытаясь буквально через себя пропускать каждый метр этой дороги. Фантастически. Каждый поворот назван в честь кого-то. Опять мосты, огромный водопад. Останавливаемся и фотографируем. Запомнить бы все это, запечатлеть. Сколько раз все это я видел на фото в Инете. Из других отчетов, в рекламных публикациях... и вот я тут сам. И между моими глазами и этом местом нет компьютерного монитора. Я касаюсь всего этого.... я тут! Неожиданно замечаем, что на АЗС бензин дешевле чуть ли не на полторы кроны. А нам как раз надо заправляться. Заливаемся на «Шеле». Рядом магазин «Киви минипрайс». Берем хлеб, кефир, бананы. Начинаем искать место ночевки. Решаем ехать в указанный в справочнике кемпинг, хоть он и не много в стороне от нашего маршрута. Опасаемся того, что по пути можем не найти подходящего места, а время уже вечернее и постоянно дождид. Готовимся к тому, что будем снимать домик. По дороге попадается еще один кемпинг. Заезжаем. Рецепция закрыта. Место под палатку есть, но, напоминаю, что мокро и хотелось комфорта. А место не супер. Выезжаем. Через пару километров приезжаем к цели. Домики заняты. Это для нас была просто загадка. Будние дни, место, мягко говоря не центровое и все занято. Вариантов нет – ставим палатку. На прекрасно подстриженной полянке разбиваем лагерь. Стали не далеко от техблока. Кухня, душ, туалет. Приготовили рис, салат... Дождик над нами сжалился и на время прекратился. Перед сном, я, соблюдая огромную осторожность, немного подогрел изнутри палатку газовой лампой. Это дало ощутимый положительный эффект. Как только мы завалились спать, опять пошел дождь и шел он ВСЮ ночь. Это, мягко говоря, был капец. Хотя в реальности – ни чего страшного. Укутались, обнялись, сухо и тепло. А «за бортом» - стихия. Но что нам до этого. У нас внутри тут красота. Утром, при такой ситуации, вылазить не особо комфортно, но тут решающую роль играет одежда. Если с ней все ок – то и такое утро кажется не особо страшным. Утро было сырым, но уже капало. Позавтракали. Вымыли и собрали посуду. Джу ушла на ресепшн за вай-фаем, а я тем временем собирал авто. ЧАСТЬ 8 Алессунд Еще в Киеве захотелось нам покормить пингвинов в местном океанариуме. На него мы и взяли курс. Погода лучше не становилась и все под тем же мы зарулили в город. Узкие улицы, достаточно оживленный трафик, светофоры и перекрестки. После загородней дороги чувствовалось напряжение. Заезжаем на парковку около океанариума. Рядом паркуется легковой бимер. Пока мы туда-сюда собираемся выходить, немного наблюдаю за людьми из соседнего авто. Выходят молодые ребята и с ними взрослая пара. Ловлю себя на мысли, что мол вотони, упакованные европейцы, молодцы, путешествуют, в достатке... дорогие авто, богатые шмотки... соседи вышли из авто. Выходим и мы. И вдруг слышим на нашем родном /пардон, русском/ «привет земляки! Вы из Киева?».... вот так, встретились на краю земли. Да говорю, из него самого. А вы, говорю /глядя на номера авто/ - на прокатной. Номера машины были немецкими. Нет, отвечают земляки, дети живут в Германии, а мы из Львова, к ним в гости. Вот так вот устраиваются люди. Они говорят, мы же видим, машина наша и номера родные... ну вот такая ситуация... Океанариум Это, друзья, не просто заплатить за вход и повтыкать через стекло на рыбок. В главном большом зале сделан огромный открытый бассейн, где плавают рыбы и прочие обитатели моря. Их можно потрогать. В другом зале воссоздан кусочек города: дом на сваях, прочие городские атрибуты и все это стоит в еще одном открытом бассейне, в котором так же плавают всякие разные красивые представители... это, я вам скажу, не через стекло смотреть, друзья... И это еще не все. Культурная программа предусматривает наблюдение за кормлением рыб в отдельном огромном аквариуме. Небольшой амфитеатр. Зрители, примерно человек пятьдесят максимум, усаживаются перед стеклом аквариума, глубиной около десяти метров. Стекло не искажает размеры и все наблюдаемое предстает перед взором в реальных размерах. Треска например, длиной в метр, впечатляет. В воду бросается немного корма, дабы отвлечь рыбу. Отвлечь надо для того, что дайвер мог спокойно погрузиться. Погружается он с сумкой еды. И тут у рыб начинается просто истерика. Они начинают дайвера просто атаковать, буквально вырывая у него из рук куски селедки. Такое увидишь не каждый день. Отдельно кормит ската, которому трудно наравне с обычными рыбами бороться за еду. Еда роздана. Дайвер ныряет куда-то вниз и поднимается огромной серой рыбиной в руках. Это, как нам рассказали, его старый друг – морской волк. С ним он позирует перед нами, показывая рыбину со всех сторон, открывая ему пасть, гладя его и т.п. Ну конечно прикольно, сказать не чего.
Представление через некоторое время заканчивается и у нас представляется возможность еще побродить по залам. Но мы устраиваемся за столиком в зоне отдыха... термос чая, печенье. Чекинимся )) у нас есть немного времени, примерно пол часа, до следующего представления – кормежка пингвинов. Погуляли, подкрепились. Пингвины живут в открытом бассейне на улице. Пингвины из Южной Америки, но тут они отлично прижились, дают потомство и прекрасно развлекают публику. Как только появляется ведущий шоу, от куда не возьмись, со всех уголков вольера, пулей срываются пингвины и выстраиваются в очередь за угощением. Ведущий, одетый во фрак!, несет ведро рыбешки. И тут начинается, собственно, сама шоу программа. Наблюдать за пингвинами это нечто. Они начинают бегать, прыгать, плавать за рыбешкой, ходить своей походкой за ведущим, ловить упавшую рыбу в воде... и вот ведущий насыпает немного рыбешки для желающий покормить пингвинов. Птицы видят рыбку, которой ей машут зеваки и начинают плавать вокруг да около. Вообщем, весело и очень позитивно. Тут вся территория приспособлена для семейного отдыха. Детям масса развлечений, взрослым - уютные кафе. Одним словом, тут можно провести весь день. Вернулись в город. Кое как запарковались и буквально немного прогулялись по центру. Он очень красив. Разноцветные дома, пришвартованные лодки, красивая набережная с памятниками. Немного стал капать дождик и мы вернувшись в машину, стали выезжать из города. Наша новая цель – Атлантическая дорога. ЧАСТЬ 9 Атлантическая дорога Если разобраться по-крупному – дорога, как дорога. Но вся фишка этого места в самом известном мосту. Изящно изогнутый, он, с определенных ракурсов, буквально уходит в небо. Что вам сказать, друзья, проехать тут надо. Дорога эта проходит по нескольким островам, мостами «перепрыгивая» с одного на другой. Везде хочется остановиться, все фотографировать. Мы сами прокатились несколько раз туда-сюда, дабы сильнее почувствовать это место. Нам нереально повезло с погодой, которая обещала быть однозначно дождливой. Но при подъезде к месту, все небо, как по заказу, распогодилось и наградило нас потрясающим солнцем и теплом. Немало тут было туристов. И на караванах, и на авто и на мотоциклах. И конечно же, велосипедисты. Мы покрутились тут немного, проехали пару раз по мосту, прогулялись по небольшому туристическому маршрутику около стоянки. Вернулись и начали двигаться дальше в поиске места ночевки. Место нашли чудесное – некий рыбацкий кемпинг. Место оказалось очень колоритное: полно рыбацких лодок, мастерская по ремонту, моторы, сети. Мы нашли тут хорошее местечко и разбили лагерь. Палатку ставить пришлось на мелкую гальку и растяжки укреплять с помощью камней. Колышки вбивать не получалось. Грунта не было. Все аккуратно растянул камнями и хорошо закрепил, и опять таки не зря, ибо всю ночь падал дождь. А утром наступило лето. А мы поехали домой. Как не справедливо все (( Уезжать нам вообще не хотелось. Но нас, по расписанию, вечером следующего дня, ждал паром с юга Швеции в Польшу. До него мы заложили два дня пути и следующую остановку планировали сделать в Осло. Для Норвегии Осло – огромный город. В самой Норге живет пять лимонов жителей, 2,6 млн. из которых живут в Осло. А пока нас вообще не хотел отпускать это чудесный рыбацкий кемпинг на берегу моря. Утром приняли душ, приготовили чудесный завтрак. Собрали вещи, палатка просохла под солнышком и я ее собрал почти сухой. Решили немного прогуляться по территории, осмотреться. Ну вот реально место просто не отпускало. Солнце стало реально пригревать, мы расположились на стульчиках около главного, если это можно так назвать, корпуса кемпинга, словно пытаясь найти оправдание тому, что мы еще не в пути. Чуть посидев, мы зашли внутрь Там все было обставлено, как на борту рыбацкого судна. Настоящие старые бортовые журналы, лоции, фотографии рыбаков, компасы и т.п. Очень все было колоритно. Отправили в мир пару тройку фото. Но делать было нечего, увы, и мы легли на курс. Изначально думали проложить маршрут от этого места на Кристиансунд, но дорога до городка проходила по двум здоровенным мало того, что подземным, по подводным тоннелям. Проезд по ним был платным, мы это знали изначально, и решили не ехать туда, а вернуться обратно на Атлантическу дорогу и по очень второстепенным дорогам начать просачиваться в сторону Осло. Так и поступили. До Осло дорога не то, что бы пролетела, но шла как по маслу. Кучу раз, разумеется, менялась погода, дождик менялся солнцем и наоборот. Пейзажи продолжали сводить с ума и мы не торопясь пропускали через себя всю эту непостижимую красоту, пытаясь отфильтровать самое самое из нее. Пару тройку раз останавливались перекусить. Мест для этого дела по дороге, слава богу, предостаточно. Везде удобно подъехать, остановиться, отдохнуть, сходить в туалет и настроиться на дальнейший путь. К вечеру мы приехали в Осло. Поселились в кемпинг. Завтра у нас должен был быть последний день в стране. ЧАСТЬ 10 Солнце заливало фиорды. Местами мы ехали с открытыми окнами и салон авто наполнялся свежайшим чистейшим горно-морским воздухом. Перегон занял фактически весь день. Как и полагается, пару тройку раз, конечно же, шел дождь. Кое-где мы останавливались, что называется, перевести дыхание от того, что нас окружало. Находили чудесные парковочки и там пили чай с шоколадом. Красоты были вокруг такие, как вы понимаете, которые сложно описать словами. Уже в Швеции мы заехали на АЗС и залили бенза примерно до Польши. Что делать, друзья, а экономить приходилось. Я сказал бы, не экономить, а грамотно тратить. Так и получилось, что в Польшу мы попали фактически с пустым баком, как того и требовалось. А пока мы катимся через фантастические пейзажи, пропуская их через свои мозги, пытаясь запомнить каждую мелочь, на которую падает взор, обратить внимание на любые мелочи, которые тут кажутся просто инопланетными. К вечеру мы приближались к одному из двух основным кемпингов, которые находятся условно в Осло. Тут же неприятно удивила стоимость всего: и установки палатки, услуги душа и всего остального. А вы говорите скидки. Фиг там. Кемпинг огромный, людей полно. У кемперов своя территория, у палаточников своя. Тут же, рядом с кемпингом, АЗС и магазин. Заплатили, таборимся. Я, как обычно, тут же занялся палаткой. Но предварительно я создал, как говориться, все условия Джу, дабы та могла готовить ужин. Горелка, посуда и вода, и все все, что надо для приготовления еды. Тут главное обеспечить процесс, после чего можно заниматься «своим» делом. И вот: палатка стоит, постель лежит, стоят стульчики и стол, на нем чудесный ужин, уютная газовая лампа освещает нашу скромную трапезу, мы сели и тут... что? Правильно! Дождь! Мы уже на него не обращали внимания, и он, как бы понял это, не стал долго нам надоедать. Аппетит, конечно, тут был всегда просто звериный. Весь день ты на свежем воздухе, пусть и не много, но утром и вечером немного физических нагрузок. Поэтому, как ни крути, лопаешь все за обе щеки. Вот и мы слопали приготовленный Джу отличный ужин. Сходили помыли посуду, кое что упаковали в авто и завалились на массу. И опять ночью дождь. И опять мы прижавшись друг к другу, слушали стук капель о тент палатки. Утро было прохладным, но ясным. Лужайка, на которой мы стояли, была полностью мокрой. Но я выбрал место на, пусть и не большой, но возвышенности. А вот некоторые соседи, как мне казалось, оказались практически в луже. Яичница с помидорами, бутеры с колбаской, сыром, чай для Джу и обязательно для меня кофе. Отличное начало дня. Солнышко начинало пригревать. На нем удалось почти просушить тент от палатки. Сходили все вымыли, привели себя в порядок, упаковали авто и выдвинулись на полуостров Богдой, на котором в Осло сосредоточены все музеи города. Нас интересовал один из них – музей Кон-Тики и лодки РА2 Тура Хейердала. Для меня этот Человечище нечто больше, чем просто герой нашего времени. На днях исполнилось 100 лет со дня его рождения. Случилось в моей жизни событие, которое оставило неизгладимое впечатление на все оставшиеся годы - я его видел лично. Смотрел его слайды из мореплавания на РА2, слушал рассказы про остров Пасхи. Он каким-то чудом приехал к нам на географический факультет шевченковского универа. И вот я в музее в Осло, прикоснулся к его папирусной лодке. Круг замкнулся. Что вам сказать, друзья. Это может показаться кому-то пустяком, кто-то просто не придаст этому значение, а мне тут просто сносило крышу. Человек, не умевший плавать, ходил на папирусных лодках и бальсовых плотах по великим океанским просторам. В его команде всегда были люди разного цвета кожи и вероисповеданий, культуры и рас. И этим он доказывал, ставя это во главу угла любой своей экспедиции, что все люди могут в экстремальных ситуациях помогать друг другу, объединяться и добиваться цели. В музее этом, в одном из залов стоит та, известная папирусная лодка РА2. Первая РА затонула. Экспедиция сорвалась. Вторую лодку он строил с туземцами озера Тити Кака, у которых была более продвинутая технология связывания папируса, лодки имели киль, и эта экспедиция увенчалась успехом. В его составе, кстати, был русский «врач» Юрий Сенкевич. Как в последствии выяснилось, был он военным врачом, а именно - полковником КГБ. С ним была интересная история, рассказанная Туром Хейердалом нам на встрече. Во время экспедиции на РА2, выйдя в Атлантику, они, достаточно неожиданно для себя, попали в какое-то мощное течение. Лодку начало сильно сносить, и не просто сносить, а нести в сторону, где находилась некая военная база, чуть ли не американская. Друзья, подробностей я не помню, но именно вот таким образом мне запомнился этот эпизод. Так вот. Попасть к военным означало некие проблемы для всего мероприятия. И вот теперь я привожу цитату Хейердала: «русский врач Юрий Сенкевич, по самодельному приемнику, связался с Москвой» и там, наверху все порешали. Парней приняли с почестями и при наступлении нужного ветра, РА2 отчалил от военной базы. Что это была за база, кто их принимал – уже не важно. Ключевые слова тут: «врач», «самодельный радиоприемник», «связался с Москвой». КГБ работало всегда и везде. И тем не менее, Юрий Сенкевич, украшает своей фигурой фотографии в этом музее. Отдельный зал в музее посвящен плоту из бальзового дерева Кон-Тики, на котором Хейердал, используя океанские течения, пересек Тихий океан и достиг островов полинезийского архипелага Туамоту. Он, плот, тут так и стоит, каким он остался после путешествия. Грандиознейшее мероприятие доказало кучу всяческих географических предположений, и в частности, о возможности пересечения Тихого океана в западном направлении, от Южной Америки. Плот, как будто бы, стоит в воде. Очень красивая инсталляция. Спустившись на этаж ниже, можно наблюдать чучело огромной китовой акулы, которая реально атаковала плот. Ее размеры были равны размерам плота. Шикарный вид. В соседнем зале демонстрировался документальный фильм про эту экспедицию. Тут же было представлено масса артефактов, карт и схем, рисунков и фотографий. Стояло пара чучел огромных голов, оригиналы которых стоят на острове Пасхи. Минимум, друзья, могу советую посмотреть х/ф «Кон Тики». Будет интересно. Вторым и последним местом нашего посещения в городе стал парк скульптур известного местного творца Веванга. Парк большой, масса скульптур и всевозможных вариаций на тему жизни человека. Обошли его пару тройку раз и вернулись к машине. Выбрались из города и легли на курс на юг Швеции, в городок Трелеборг. Вечером погрузились на паром и утром прибыли в польский порт Свиноуце. От сюда путь лежал домой. У нас были мысли отдохнуть еще недельку на балтийском побережье Польши, но погода этому не способствовала. Было тепло, но дул холодный ветер и вся обстановка в целом нам, увы, напоминала нас Скадовск или Затоку. Одним словом, мы медленно, но уверенно тронулись в сторону границы, и вечером, около 9 часов, мы уже заправлялись на ОККО в Ягодыне. Еще пять часов и мы были дома. Вот так банально, друзья, закончилось столь увлекательное путешествие. Много чего обдумывалось, связанное с такого рода отдыхом, сделали кое-какие выводы. И конечно, начали строить новые маршруты.
|