Sasa
Завсегдатай
(#2893)
Киев
Отчеты
Рейтинг: 285
Оценки сообщения:
|
Были в Словакии в Татранской Ломнице с 05.02.06 по 14.02.06 включительно. Состав – 10 чел. (семьи без детей). Уровень катания – начинающие. Положительных впечатлений – очень много, но постараюсь изложить полезную информацию (в основном полезную тем, кто впервые собирается именно в Т. Ломницу). Отчет получился длинный и сухой, но я постарался изложить ту информацию, которой нам в поездке иногда не хватало. Надеюсь, кому-то пригодится.Информация о снеге и ценах на скипассы тут http://www.holidayinfo.sk/sk-sk/resorts/ Тут тоже много полезного http://www.tldtatry.sk/ Мой опыт катания 2001 год Славское. 2-а дня Политеха и 2-а дня – разные склоны Тростяна. 2004 год Славское. 1-н день Политех и 2-а дня разные склоны Тростяна. Организация Организацию поездки поручили турфирме, работой которой остались довольны. Турфирма обеспечила загранпаспорта (у 4-х их небыло), визы, страховки, билеты, бронирование отеля, доставку из Ужгорода и обратно. Проезд 04.02.06 выехали из Киева Ужгородским поездом в 14-24. В 8-00 в Ужгороде у вагона нас встретили водители. Ехали минивэном + легковой машиной. Граница в 3 км от Ужгорода. На украинской границе была очередь около 30 машин (было воскресенье). Ниши водители собрали по 40 грн. с каждой машины и пошли договариваться. Очередь мы объехали, но тем не менее прохождение украинской таможни заняло минут 30. Словацкую таможню проходили 40 мин. Очередь была небольшая, но все просто чего-то ждали. Словацкие таможенники открывали некоторые сумки. Нельзя везти сигареты блоками – только 2 пачки на чел. Говорят за 5 блоков у них конфискация машины, а за 15 – заключение. От таможни до Попрада – 200 км. От Попрада до Высоких Татр – еще 20 км. Время в Словакии – 1 час по отношению к киевскому. В Попраде заехали в супермаркет «Гипернова» (водители рекомендовали поменять там валюту, и говорили что на курортах курс на 10% хуже). Меняли 1 долл. = 30 крон, 1 евро = 36 крон. По приезду увидели, что возле подъемников курс у.е. 29,6. В супермаркете (наверное, не говоря о спецмагазинах) полно снаряжения по цене немного ниже, чем у нас. В Татр. Ломницу приехали в 13-00. Поселялись, изучали поселок, брали снаряжение, знакомились с местной кухней. Обратно из Ужгорода в Киев поезд был в 13.02.06 в 15-53 (прибытие в Киев в 09-50). Возможно это не самый лучший вариант, поскольку пришлось провести вечер в Словакии, переночевать, а утром, непокатавшись, в 8-00 уехать. Два человека уезжали раньше – билеты у них были на 1 час ночи из Ужгорода на какой-то проходящий поезд. Эти ребята откатались день, собрались и в 17-00 их забрала из отеля машина. Таможню мы на обратном пути проходили в понедельник около 12-00. Очереди не было. Словаки – 5 мин. Украинцы – 5 мин. Проживание Жили в отеле «Слован» (3 звезды). До основного подъемника – 150-200 м. Отель понравился. Всего 5-ть этажей. 1-й этаж – холл, рецепция, кафе, ресторан, комната с сейфами для лыж/ботинок (если нужен сейф - при поселении сразу проверяйте наличие свободного сейфа и берите замок с ключем на рецепции т.к. сейфов на всех проживающих не хватает). Номера аккуратные (телефон, небольшой телевизор), большинство – с балконом, горячая вода – всегда, каждый день – уборка и смена белья. В подвале - бесплатные бассейн и турецкая сауна для проживающих. 2-х разовое питание – с 7-00 до 10-00 и с 18-00 до 20-00. Швецкий стол. Большой выбор, все вкусно и в неограниченном колличестве. Ходить в лыжных ботинках по гостиннице запрещено. Языкового баръера нет. Все взрослые Словаки изучали в школе русский язык. Русский и украинский понимают. Словацкий (если говорят небыстро) тоже понятен. На курорте – русские, украинцы, словаки, немцы, поляки, румыны. Поселок небольшой. В центре – ж/д (каждые 30 мин. идет вагончик в Штрбске Плесо через Смоковец) и авто вокзалы, несколько магазинов со снаряжением, несколько прокатов (снаряжение лучше брать там, а не под горой) и большой супермаркет (работает до 18-00). Прокат комплекта лыжи/ботинки – везде около 10 долл. в сутки. Залог – деньги или украинский паспорт. В прокате под центральным подъемником нашей компании прокатчик нахамил за то, что долго мерили ботинки – все оставили и ушли брать лыжи в центр. Полюбили ресторанчик на 1-м этаже пансионата «Зора» (если идти с центрального подъемника – через 70 м слева). Там же праздновали день рождения супруги. Обязательно попробуйте «колено», а еще в обед после катания по пути домой – «чеснокову поливку» и рюмку сливовицы-52. Пиво около 30 крон, в супермаркете – от 15 крон. Единственное, что в начале немного удручало – последствия урагана, который прошел в ноябре 2004 г. – в нижней части гор много участков полностью поваленного, но уже спиленного леса (местные говорят, что горы раз в 100 лет омолаживаются и сбрасывают лес). Как нам говорили, и как сами мы убедились – воровства нет. Часто оставляли без присмотра лыжи. На гору ходили в обычных ботинках – возле подъемника переобувались, а ботинки оставляли в рюкзаках под лыжными стойками – все на месте. Не забудьте купить на куртку держатель для скипасса, чтобы не доставать его каждый раз из кармана. По неопытности был противником очков/маски (считал что это нужно только продвинутым) – понял, что был неправ – купил маску на второй день катания. Будьте внимательны: мы на четверых с лыжами заказывали через рецепцию такси в Штрбске Плесо (28 км). Обещали легковую машину ценой до 600 крон. Подали микроавтобус – по счетчику водитель взял 1300 – ругаться мы не стали. Катание и склоны В т. Ломнице есть две зоны катания – основная (Скальнате Плесо – Старт – Татр. Ломница) и Ямы (отдельная гора 150 м от основной, в среду пятницу и суботу там вечернее катание, на которое мы не ходили т.к. хватало дневного). Скипасс нужно покупать под основным подъемником (действует на все подъемники в т.ч. на Ямы) т.к. в кассах на Ямах – скипасс только для Ям (на день 390 крон, на 4-е часа – 350 крон). Есть разные варианты скипассов – мы брали на 5-ть дней из 7-ми. Все трассы с вечера тщательно ратрачатся и немного разбиваются только к обеду. Большинство найденных нами схем трасс не совсем соответствуют друг-другу и реальности по длинне и сложности, так что постараюсь далее изложить свое мнение. Везде можно перекусить, выпить чаю или горячего вина («варене вино»). В первый день ходили на Ямы. Некоторые схемы показавают там 2-е красные трассы – это старые схемы – трасса там одна. Быстрый бугель, около 500 м спуск. Трасса красная более крутая в первой половине и менее крутая во второй. Нижняя часть объявлена синей учебной трассой для новичков и оборудована коротким медленным бугелем. Собственно на ней мы и вспоминали, как кататься. Через пару спусков все с удовольствием катались сверху. С обучением на нижнем синем участке новичков «с нуля» без инструктора будьте аккуратны, т.к. его первая половина достаточно крута и может напугать. У жены нашего товарища так и получилось – еле уговорили на следующий день продолжить обучение в нижней части основной горы с инструктором. Очереди на Ямах или не было или была на 1 мин. Следующие 5-ть дней катались на основной горе. Подъемники работали с 8-30 до 15-00. Собственно подъемник снизу идет один – это 4-местная закрытая кабинка, идущая на Скальнате Плесо с притормаживанием на промежуточной станции «Старт». От Скальнатого Плеса на Ломницкое седло идет двукресельная канатка (до посадки подняться пешком 70 м). Также от Скальнатого Плеса на Ломницкий Штит (самая высокая точка Словакии, куда есть канатная дорога) курсирует 15-местный вагончик (проезд 450 крон, пребывание на Штите 30 мин., но ехать туда стоит только в ясную погоду, т.к. мы погуляли в облаке и ничего не увидели). Других коротких подъемников в районе Скальнатого Плеса, нарисованных на многих схемах нет. На участке между Скальнате Плесо и Стартом есть широкий гладкий участок (длинной 410 м с перепадом 100 м) оборудованный бугелем (называется Кукуредки). На этот бугель не рапространяется скипасс – листок на 20 подъемов стоит 200 крон. Кукуредки всем нам очень понравились, поэтому основную часть времени катались там. Там начинающему можно поработать над техникой. Наши новички (кто боялся спускаться на Кукуредки со Скальнате Плесо) после нескольких утренних съездов со «Старта» пешком с лыжами в руках приходили кататься на Кукуредки. Участок от «Старт» до нижней станции – это 2300 м трассы, идущей через лес, не очень, но достаточно широкой (меров 15) на которой длинные пологие участки чередуются с несколькими короткими более крутыми участками. Для новичков – подходит. С 11 часов дня на этом участке появляется достаточно много людей, а ближе к обеду на некоторых участках трасса леденеет. Участок от Скальнате Плесо до бугеля Кукуредки (около 1,5 км) – это петляющее чередование узких пологих участков (иногда ширина до 5 м) с недлинными крутыми иногда бугристыми спусками. В некоторые дни к обеду на двух поворотах наблюдалось много камней. В середине участка есть широкий, около 300 м длинны, склон с хорошим уклоном. О Кукуредках сказано выше. От Кукуредок до Старта – 350 м лесной трассы с малым уклоном. Резюме: от Кукуредок до нижней станции – хорошо для новичков (для нормально катающихся тоже приятно проехать не напрягаясь «с ветерком»), от Скальнате Плесо до Кукуредок (утром – проще, к обеду – сложнее) - не для новичков – это участок больше для преодоления и развлечения чем для работы над техникой (лично мне он не очень нравился). На черной трассе после трех дней подготовки был 2-а раза. Трасса 1200 м длинной. Очень широкий склон. 1-я треть крутая, 2-я треть менее, но тоже крутая, 3-я – в начале небольшой пологий участок, переходящий в хорошо наклоненную изогнутую трубу, выводящую к подъемнику. Трасса утром очень хорошо подготовлена. К обеду появляются бугры. В первый день получил массу удовольствия от катания там. На следующий день (утром) на черной трассе поверх отратраченного склона выпало 20 см свежего снега, который лыжники быстро сбили в рыхлые, но большие валы, а под ними – слегка обледеневший отратраченный склон. На опытных лыжников было приятно смотреть. Я же больше 3-х спусков не осилил. На черной трассе встречается много «чайников» (я имею в виду то, что, в принципе, она доступна для начинающего). Ширина позволяет им безболезненно сошкрябываться вниз, но думаю удовольствия, кроме факта преодоления черной трассы, они получают мало. Очереди на креселку не было. С 11 утра снизу поднимались облака и черную трассу покрывало туманом. На нижней станции подъемника (через нее поднимаются все на какие-либо спуски) с 11-00 до 12-30 иногда образовывалась очередь минут на 10-15 – потом исчезала. Вопреки ожиданиям – в выходные людей больше не становилось. Лирическое отступление Вечером после четвертого дня катания все вместе в колыбе отмечали день рождения моей жены. Отмечали, как положено с пивом, сливовицей и «коленом». По пути из колыбы в отель (а это около 150 м) начали дурачиться. Один товарищ хотел бросить другого в снег, прыгнул на него, когда тот был в неудачной позе – результат – разрыв связок в колене. Травма исключительно лыжная. А еще утром мы втроем хорошо и без падений катались на сложной черной трассе. На следующее утро отвезли его на такси в Попрад (в Т. Ломнице больницы нет – только медпункты). Звонили в Киев в страховую компанию, те звонили в Братиславу, Братислава в Попрад. В конце концов Попрадская больница получила из Киева по факсу подтверждение страховки. Бесплатно сделали рентген, наложили на 6-ть недель гипс. Остальные 2 с половиной дня наш Шура читал книги в номере. В последний день с утра поехали Штрбске Плесо. 80 м учебный бугель на пологом нижнем участке горки. Широкая красная трасса метров 700-800 длинной (последние 200 м пологие) с быстрым бугелем и трехкреселкой. Широкая длинная красная трасса больше 2 км (последние метров 350 пологая часть) с быстрой четырехкреселкой. Хотя это было воскресенье и людей было много - иногда образовывалась очередь не более чем на 7 мин. Те кто остался в последний день в Татр. Ломнице говорят, что был сильный ветер со снегом. Основной подъемник работал только до станции «Старт», поэтому большинство тех, кто пришел кататься с красных и черных трасс перешли на Ямы и, к обеду, превратили склон в подобие Тростяна (бугры). Итог: В Татр. Ломнице есть где кататься новичку, есть где кататься проффессионалу, есть разнообразная интересная красная трасса, но нет прямой длинной (я имею в виду 1 км) широкой красной трассы со средним равномерным уклоном для работы над техникой. Для этого есть только 400 м на Ямах и 400 м на Кукуредках. В Штрбском Плесе сложновато для начинающих, нет спусков для проффесионалов и, возможно, ухоженные два спуска могут за 5 дней порядком надоесть хорошо катающимся. В районе Штрбского Плеса уцелел лес. Пару фоток положу когда найду куда их сложить. Если есть вопросы – готов ответить.
|