Не знаю ,как остальные, но я тоже прошел стадию ЛОМА. Как сейчас помню свой второй лыжный сезон, Закопане и идиотские спуски по Котельнице. Типа, уже что-то получается, широким плугом ездить скучно. Веселье продолжалось 2 дня, пока я не сбил какого-то поляка, который, к моему удивлению, не стал пытаться набить мне лицо (а я бы на его месте сделал именно так). И мне стало стыдно – повторять достижение не хотелось. А до того я просто не задумывался о том, что опасности подвергаю не только себя.
Отсюда вывод №1: многие Ломы просто не задумывались о том, что они опасны для кого-то, а не только для себя. На определенную часть Ломов могут оказать терапевтическое воздействие дружеские рассказы, в том числе в очереди к подъемнику, о том, как тупо быть летающим идиотом. Я, например, регулярно среди своих знакомых отсекаю подобный типаж и стараюсь как бы невзначай описать ситуации с применением сарказма, чтобы у Лома исчезло ощущение КРУТИЗНЫ, каковое ЛОМ обожает. Это не панацея, но публичный антипиар лишним не будет. Когда Лом слышит подобное не от нудной бабушки, боящейся своей тени, а от тех, кто только что на склоне продемонстрировал кое-какое умение, он может прислушаться.
Что касается психологии. Тут все достаточно просто, как мне кажется. Феномен популярности г/лыж во многом связан с ощущением свободы, скорости и т.п., которое они дают. И мне понятна (хоть я с этим не согласен) позиция тех, кто принципиально не хочет учиться: «тело само подскажет - я хочу расслабиться и ни о чем не думать - я ж не в офисе своем дурацком, чтобы все по инструкции и т.п». Если человек вменяем, то «просветительской функции» может хватить. Нормальные баннеры (а не советские, которые никто никогда не читает: пусть там человеческим языком будет написано: ЛОМ, НЕ СБИВАЙ ЛЮДЕЙ - ПОЛУЧИШЬ ПО МОРДЕ), грамотный пиар от не-чайников, которые рядом и т.п. Честное слово, по моему глубокому мнению, единственное стратегическое средство борьбы с ломами – сделать так, чтобы считаться ломом не было круто. И чтобы это все знали. Ну почти все.
Другое дело, если человек живет понятийными категориями: «а е*ал я ваши правила, захотел и сбил, подайте на меня в суд» (и в самом деле, подать в суд будет сложно по понятным причинам – у Лома нет автомобильного номера, что в гаи позвонить). Отсюда вывод №2: «иногда против лома нет приема, пока нет другого лома». Буквально.
В прошлом году, когда на пятой трассе буковеля на НГ творилось безумие, я просто начал отбиваться. Буквально: в узких местах, если вижу несущегося конкретно в меня Гастелло, жестко выставляю локоть и еду дальше, а лом отлетает в сторону, благо он почти всегда хуже держит равновесие. Строго говоря, если лом не наглеет, извиняется и т.п., то можно рассказать ему трагическую, но поучительную историю о вреде ломства и пригрозить в след.раз расправой.