Softranger
Завсегдатай
(#16312)
Харьков
Отчеты
Рейтинг: 2354
Оценки сообщения:
|
...хоть виден был за сотню верст. Эпиграфы: "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о рассвете в лазарете" "Все равно лучше, чем работать" (?) "Уж лучше, чем от водки и от простуд!" "Все наихудшее, что может случиться, случится обязательно" (всемирный закон подлости) "Все,что нас не убивает, делает нас сильнее" "Sometimes shit happens" "Русский мужик задним умом крепок" Народные приметы: "Если вы не прочитали договор страхования от корки до корки перед тем, как с вами что-то случилось, вам, скорее всего, песец" "Если вы поломались и не говорите по-немецки или хотя бы хорошо по-английски, вам, скорее всего, песец" "Если вы поломали ногу и думаете, что самое неприятное уже случилось, то вы сильно заблуждаетесь" "Если вы думаете, что вам кто-то чем-то обязан только потому, что вы в беcпомощном положении находитесь в цивилизованной стране, вы глубоко заблуждаетесь" "Если вы выпили на горе, а потом поломались, то вам, скорее всего, песец" Этот отчет должен был быть совсем другим. Абсолютно другим. О сверкающих на солнце альпийских вершинах, о головокружительных спусках. С массой красивейших фотографий и видео. Фак! Точнее, “Шайзе!” Ничего этого не будет. А будет, возможно, мой последний отчет на лыжном форуме. По крайней мере год точно заходить не придется - смысл себе душу теребить. Нелегко слепому слышать о красках мира, глухому читать о волшебных звуках музыки, а язвеннику читать гастрономические отчеты. Все перечеркнул третий спуск в первый же день по (смешно сказать) синей трассе в Зольдене. Правило 1. Никогда не разглашайте заранее свои планы. Сглазите. Была неважная видимость, при спуске неожиданно оказался в глубоком приседе на задниках, попытался выравняться, встать и улетел носом вперед. Потом оказалось, что выскочил, не заметив, на целину. Совершенно расслабленный, но на скорости. В полете почувствовал, как лыжа вырывает ногу. Подобное уже чувствовал в Красной поляне на этих же самых новых широких лыжах с креплением Маркер. Тогда два дня крепления не отсегивались вообще ни при каких падениях, на третий отстегнулись при подобном полете носом с весьма ощутимым рывком ноги. Тогда обошлось. Сейчас нет. Уже сразу после того случая нужно было ослабить крепления - поставить 6 вместо 8. Всего-то делов - несколько поворотов отверткой. Но и, обкатывая лыжи после Красной Поляны в Харькове, и сейчас я этого не сделал. Полный идиотизм. Полнейший. Знать, понимать и не сделать такую простую вещь, перед этим пару месяцев готовясь к поездке. И учтя, казалось, все возможные детали. А еще можно было поехать раскатываться впервые в сезоне на проверенных и привычных Magfire, где крепления с Full Diagonal, выставленные на 7, всегда отстреливаются в нужный момент, не напрягая ногу. С утра, когда собирались, сначала и остановился на Magfire. А потом передумал - а вдруг целина. И не ошибся - нашел целину. Только не с тем результатом, который хотел. Еще спросил Кшиштофа - страховку и паспорт с собой брать? А он - да не надо, тут же недалеко. Правило 2. (возможно, неверное) Новые крепления сначала выставляйте на минимум. И только постепенно увеличивайте усилие, если теряете ляжи при обычных маневрах. Правило 3. Берите паспорт и страховку с собой. В пластиковом конверте. И денег хотя бы Евров 50-100. А еще... можно было сделать много умных вещей. Но вместо них была сделана одна маленькая, но роковая, глупая. Как часто мы, как зомби, идем к предсказуемому результату. Все понимаем и ничего не делаем, чтобы этого результата избежать. Вообще-то я думал вообще ни о чем не писать. Так обидно поломать в самом-самом начале каталку, которая обещала быть такой шикарной. Да и не известно смогу или я вообще теперь когда-нибудь встать на лыжи. Ну и радовать гоп-клуб моих тайных доброжелателей не хотелось. Вообще думать о лыжах и горах после такого не хочется. Но за это время я приобрел некоторый, пусть и не особо приятный опыт, который может быть (не дай Бог) кому-нибудь пригодится. Правило 4. Никогда не пейте на горе, катаясь за границей. Даже глинтвейн или пиво. Если выпили, то страховка вам не положена. И тогда вам песец, как минимум финансовый. Если алкоголь к тому моменту не выветрится или вы не получите освидетельствование об отсутсвии алкоголя каким-нибудь левым способом. Я не пил. Не успел. Вообще не понял, что произошло. Но сразу почувствовал - дело швах. Подъехавшему Кшиштофу так и сказал "Похоже, что я откатался". Хотя сам еще не понял, что произошло. Только сильная боль в колене и в голени левой ноги. Но кость на вид целая. Как минимум, сильное растяжение мышц и связок колена. В финале оказалось - колено сломано, отломана часть Т-образной кости, одна из костей голени раскололась вдоль по всей длине. Ну и крестообразной связке, похоже, кранты. Но тогда я этого не знал. Правило 5. Заранее, вплоть до последней буквы читайте условия страхового договора. Я этого не сделал. По привычке. Я даже депозитные договоры полностью не читаю. Теперь начну, сколько бы времени это не стоило. В тур-агенстве, где я покупал спортивную страховку, мне лишь сказали - если что звони по вот этому телефону в Украину. Ну или во Францию. Я говорю - но я то в Австрии катать буду. Нашли и австрийский телефон, который в последствии оказался не действительным. На этом и успокоился. Это же так, для формальности. Ведь сколько лет катаюсь, никакой страховки никогда не брал и все нормально. Сразу же была мысль вызывать спасателей. Говорю Кшиштофу "Наверно, перелом". Но при этом на ногу как-то наступаю. Он говорит "Был бы перелом, наступить бы не мог". Посоветовал стать на лыжи и потихоньку спускаться к гондоле. Я на лыжи встал. Кшиштоф чуть вперед проехал. Я тоже траверсом немного проехал и тут у меня вдруг все поплыло перед глазами. При этом сильной боли в этот момент не было. Кто его знает, как это работает. Ну ладно, еду дальше. Когда внешняя лыжа правая, левой чуть подруливаю, ехать могу. Как только поворот и пытаюсь на левую опереться, резкая боль. Пришлось и этим галсом идти на правой, внутренней лыже, пригодились тренировки спусков на одной лыже. Доехали до гондолы, вроде жить можно. Даже ходить, прихрамывая, могу. Отпустил Кшиштофа кататься, сам залез в гондолу, поехал вниз. Дальше идет один из неопубликованных вариантов книги о подвиге Маресьева. Правило 6 (не строгое). Не геройствуйте. Вызывайте спасателей при подозрении на что-то серьезное. Только учтите, что эвакуация на вертолете обходится не дешево. И вряд ли покрывается вашей страховкой. Если верить молодому викингу-сноубордеру, который лежал одни сутки в моей палате тоже с переломом, один час работы вертолета обходится в 1000 Евро. Но я ему не верю. Вроде минута стоит 70 Евро. Сущие копейки, согласитесь. Дополнительную страховку на эвакуацию с горы можно покупать каждый день за дополнительные 11 Евро. В дополнение к дневному скипасу. В Австрии не дорого быть только 100% здоровым. Тогда я еще ничего этого не знал. Вместо того, чтобы внизу обратиться за помощью к спасателям или врачу, попытался подняться в отель. Отель не высоко, метров 200 в гору. Но по трассе не подняться, похромал в обход по дороге. С лыжами на плече. Прошел метров 300 по центральной улице, повернул наверх. Через некоторое время забрел в тупик, понял, что ошибся. Решил возвращаться к станции гондолы и подниматься вверх по краю трассы. После метров 15 подъема понял, что не смогу. И тут пришла в голову шальная мысль подняться снова на гондоле и спуститься к отелю на лыжах. Ничего умнее в тот момент не придумал. Сел снова, ковыляя, в гондолу. Доехал до верха. Решил спускаться по красно-черной трассе 19-21. Трасса длинная, километров 5, наверно. Альтернативой была только черная трасса. Но, как оказалось, до 19-ой трассы еще нужно было доехать траверсом по целине. Кое-как доехал. Начал спускаться. Иногда на пологих и узких участках даже позволял себе чуть разгоняться, когда видел в конце пологий выкат, не предполагающий резких движений. Но из-за боли в левой ноге, невозможности на нее опереться, в конце концов пришел к единственно возможному способу прохождения трассы и, особенно, крутых участков - траверсами на внешней правой лыже, вперед-назад, вперед-назад. Назад получалось проходить даже больший участок по высоте. Несколько раз был вынужден все же повернуть, но опираться на левую ногу было очень больно, поэтому все равно в основном давил на внутреннюю правую. Так продолжалось достаточно долго - часа полтора-два, наверно. Наконец, спустился к мостику, ведущему к отелю... но промахнулся и проехал метров на 20 ниже. Снял лыжи и попробовал идти. И вот тут реально почувствовал, что мне п...ц. Колено проваливалось куда-то вовнутрь с дикой болью. Думал все. Сел на снег. Хотел уже просить кого-то звать спасателей. Мимо неспешно проезжала куча народу. Видели, как я корчусь от боли. Но ни один даже не спросил, что со мной. Уверен, что это были не австрийцы, которые даже при обычном падении на горе подъезжают спросить - все ОК? Известно, кто обычно катается в Зольдене - россияне, в основном москвичи, наши. Но, как говорится, не пойман, не вор. Так, предположения на основе жизненных наблюдений. Посидел, поднялся и снова поковылял наверх, стараясь избегать проваливания колена (получалось через раз), а потом по дорожке в отель. Боль была все сильнее, а при проваливании колена почти не выносимой. Но дополз. Лыжи и ботинки вниз относила хозяйка. Она же принесла мне обычные ботинки снизу. На следующий день зозяин удивленно спрашивал Кшиштофа “А как он мог вообще с такой травмой доползти до отеля”. Кшиштоф отвечал лаконично “Советские люди, они не сдаются”. Он, видимо не знал более подходящую в этом случае поговорку "От дурной головы ногам нет покоя". Кое-как дошкандыбал вверх по лестнице. Еще смог переодеться в сухое и свалиться на кровать. В первые полчаса еще мог дошкандыбать до туалета. Потом уже не мог даже подумать об этом. Еще с дуру намазал колено и голень разогревающей мазью. Колено распухло на глазах. Потом в Ambulance (станции скорой помощи, куда меня доставили вечером, разрезали колено - колено было полным крови. Но это было потом. А сейчас я уже начал понимать, что дело швах и стал звонить в украинское представительство международной ассистентской компании Tormoz International (назовем их так), представляющую страховую компанию "N-кая страховая компания", как меня учили в тур-агенстве. Вот с этого момента начинается самое интересное. Правило 7. Страховые компании созданы исключительно для того, чтобы получить с вас страховой взнос за страховку, а потом всеми возможными способами избежать выплаты вам страхового возмещения. Поэтому они кровно заинтересованы в том, чтобы вы не знали деталей договора и где-то их нарушили. Поэтому не ждите, что они вам подскажут, что нужно делать при наступлении страхового случая. Ожидать такое от них было бы по крайней мере наивно. Внимательно читайте договор. Правило 8. Общаться вам придется не со страховой компанией, а с посредниками. И вот тут самая засада. По идее они должны представлять интересы страховиков. Но на самом деле девушкам в очередном Tormoz International глубоко наплевать и на вас, и на страховую компанию. Ну на вас, это понятно. А вред страховой компании они наносят из-за своей тотальной некомпетентности. Поэтому и соглашаются без возражений на условия третьих сторон, желающих поживиться на вашем несчастье, но за счет страховой компании – медиков, транспортных компаний. Правило 9. Итак международных ассистентских компаниях (по крайней мере, в украинских представительствах) работают абсолютно некомпетентные девушки. Это очень мягко выражаясь. Поэтому приготовьтесь к тому, чтобы с них не слезать и контролировать каждый их шаг. Ну и просто обманывать они вас будут постоянно. Стараясь отделаться от вас, как от назойливой мухи. Авось вам надоест и вы сами разрулите свою ситуацию. Правило 10. Берите с собой денег с запасом в 1000-2000 Евро. Если все будет в порядке, они вам не пригодятся, назад привезете. Но, если не дай Бог, что-то случится, они вам очень даже могут пригодиться. Правило 11. Вам придется много звонить в Украину. Наши "добрые" MTС и Киевстар сожрут ваши деньги очень быстро - со скоростью 16 грн/мин Правило 12. Не рассчитывайте на то, что то, что вы находитесь в беспомощном положении дает вам какие-то преимущества. И право на получение некоего сострадания и помощи. Для страховиков будет проще, если вы сдохните где-нибудь в снегу. Возможно, и для вас тоже (для тех кто в танке, это небольшая гиппербола. Для тех, кто в броненосце “Потемкин”, гипербола в литературе это не “икс в квадрате пополам минус игрек в квадрате пополам ровно единице”, а некое преувеличение). Для остальных – медиков, авиакомпаний, вы, в силу своей беспомощности прекрасный объект для выкачивания денег из страховой компании. Итак, я позвонил в Tormoz International, назвал номер полиса, свои данные, рассказал что и где случилось, назвал адрес отеля. Первый вопрос девушки "А вы не пьяный катались? А то страховая компания очень серьезно к этому относится". Похоже, что это единственное, что ее интересовало. Она спросила контактный телефон, я назвал номер MTС. Она удивилась "Украинский?". Я сказал "Сейчас посмотрю и назову австрийский" (в моем телефоне стояло две карточки - MTС и австрийская A1 c 8-ю Евро на счету). Но не успел - родной MTС послал меня по сексуально-пешеходному маршруту, быстренько съев 70 гривень, которые были на карте. Правило 13. Звонить в Украину дешевле с австрийских карточек. Не знаю точно тарифов, но точно дешевле и значительно. Спасибо родным операторам мобильной связи, стригущим, как овец, богатеньких буратин, выехавших за границу! Попытался позвонить в австрийское представительство Tormoz - по фразе на немецком понял, что телефон не действителен. Больше вариантов не было. Подумал, что вообще-то по-хорошему, мне должны были бы перезвонить из украинского Moris хотя бы по украинскому номеру, чтобы уточнить австрийский номер. Ага, щаз! Блондинка в Киеве с облегчением положила трубку, когда связь прервалась. Нет человека, нет проблемы. Больше идей не было. Стал дожидаться Кшиштофа с каталки. Кшиштоф появился часов в пять вечера. Предложил позвонить на Украину с австрийской карточки. Как я сам не догадался?! Боль мешала соображать. Позвонил. Опять уточнил кто я. И назвал свой австрийский номер. “Хорошо” – равнодушно сказала девушка, - “мы сообщим информацию нашим австрийским партнерам и с вами через час-полтора свяжутся и скажут куда вы можете подойти”. “Девушка, я не могу ходить!”. “Ну подъехать”. Девушке было все равно. Ведь звонить никуда она не собиралась. “Девушка, может вы мне скажете номер австрийских партнеров?” – “Нет, это лишнее. Вы сейчас начнете звонить по всем номерам. Ждите.” Ни через час, ни через полтора никто не позвонил. Время неумолимо шло, на улице была темень. Так как я уже не мог добраться до туалета, Кшиштоф вырезал из пластиковой бутылки утку и сказал “Привыкай”. Потом Кшиштоф вышел, купил у хозяйки за 3 Евро карточку на час Интернета, стал искать адрес и контакты австрийского отделения Tormoz, которое по идее (полис) должно было быть в Кремсе возле Вены. Не нашел. Позвонил в германское отделение, те, наконец, сообщили телефон австрийцев. Позвонили австрийцам. Никакой информации из Украины к ним не поступало. Вы удивлены. Я нет. Долгих пять минут, пока почти не выговорил свою австрийскую карточку, я снова по буквам диктовал им свои данные... для передачи в Украину, они пообещали скоро прислать врача осмотреть меня. Перезвонил на последние деньги в Украину. На этот раз попал на какого-то парня. Рассказал ему ситуацию – мол ваша контора обещает и не делает. Парень обещал разобраться. Видно парень дал девицам нагоняй, потому, что они стали хоть раз в день звонить мне, чтобы узнать задним числом – а что же со мной происходит (скорее всего удостоверится, не сдох ли я еще). Где-то минут через сорок подошло два врача, а, скорее, спасателя. Один русско-говорящий, другой нет. Посмотрели, сказали, что по симптомам скорее всего разрывы связок – крестообразной и еще какой-то, может мениск поврежден. Сказали, что надо делать операцию и поскорее. И что они вызовут Ambulance (скорую), которая приедет из Ландека через час. На том со словами ободрения и распрощались. Часа через два из Ладнека приехала скорая. С креслом и костылями. К тому времени я уже как-то с большим трудом сложил большую сумку, которую оставлял Кшиштофу. И рюкзак, который брал с собой. Каждый шаг, даже на костылях, вообще любая попытка даже просто приподнять левую ногу вызывала к тому времени дикую боль. Но все таки как-то худенькая австрийская девушка и крепкий розовощекий парень по имени Стефан извлекли меня из отеля и положили на носилки. Девушка оказалась водителем, Стефан сидел рядом, развлекая (отвлекая) меня разговорами. В конце пути Стефан предложил в следующий раз выпить вместе с ним пива где-нибудь на горе. Я сделал вид, что верю в такую возможность. Эх, слова Стефана на Богу бы в уши. Я бы с радостью выпил бы с ним пива. Ну а потом я поступил в распоряжение Ambulance. Они тоже были приветливы, улыбчивы и разговорчивы после того, как сняли копии с моего паспорта и моего страхового полиса. Записали все мои данные. Сделали рентген, для чего возили по коридору в другую комнату. Естественно, все просторное, чистое, сияющее, кругом самая современная аппаратура. Рентгена показалось мало. Сделали компьютерную томограмму. И огласили приговор – сломана часть Т-образной кости колена, одна из костей голени расколота пополам по все длине. Колено полно крови, надо спустить. Нужна операция. Но... сделать операцию здесь они не могут, так как большая очередь. Ну и, естественно, после подтверждения расходов страховой компанией. Они могут сделать мне гипс, дать костыли и отправить обратно в Зольден. Так как мы через два дня должны были перебираться из Зольдена в Ландек, эта идея не показалась мне слишком привлекательной. Особенно, учитывая мое беспомощное осостояние. Через пару минут предложили меня оставить в местном госпитале – мол все равно я беспомощен и мне понадобятся “pain killers”. Я согласился, так как выбора у меня фактически не было, здесь я чувствовал над собой хоть какую-то опеку. Спросил “А кто будет договариваться со страховой компанией об операции”. Мне ответили – доктор. Тут я успокоился. Напрасно. Мне дали болеутоляющее, разрезали чуть колено, высосали шприцом небольшой тазик крови. Наложили гипс от ступни до середины бедра. Такой свободный – сначала гипсовали с резиновым шнуром, потом гипс разрезали, шнур выдернули и замотали бинтом. Получился такой, достаточный для удержания колени и голени, но не жесткий гипс. Потом передали сестре из госпиталя. Она подняла меня на первый, высокий этаж и уже далеко за полночь завезла в палату. Большую палату на 4 кровати. Остальные уже спали. В огромное, на всю стену панорамное окно были видны засыпанные снегом крыши Ландека и подступающие прямо к городку горы. Все в снегу. Пейзаж специально для поломанных горнолыжников. (продолжение следует) [ 16 Янв 2012: Сообщение исправлено: Softranger2 ]
|