. |
|
Жорж Жубер. Карвинг - эволюция или революция в горных лыжах?
ИСТОКИ ЭВОЛЮЦИИ 90-ЫХ: в горнолыжной технике и в конструкции лыж
В
течение последнего десятилетия 1990-2000 горнолыжная техника спортсменов
международного класса изменилась самым существенным образом. К привычному
темпу развития, совершенствования приемов, используемых мастерами,
добавился воистину революционный скачок, произошедший благодаря появлению
совершенно новой конструкции лыж. Императивная связь «техника приема -
инвентарь» привела к тому, что огромная масса любителей, вдохновленная
лыжами чемпионов и опробовав их, пришла к открытию новой техники
скольжения на параллельных лыжах. Вклад Альберто Томбы
Именно Альберто Томба, молодой
тогда итальянский чемпион, положил с 1987 года начало к
революционному обновлению техники высшего мастерства в слаломе и
слаломе-гиганте. Его необыкновенно крепкое мышечное сложение, казалось,
было в основе его необыкновенной специфической техники. Однако временные
(хронометрические) оценки преодоления отдельных участков трасс на спусках
показали, что свое преимущество он наращивал как раз на простых, легких
участках, не требующих больших затрат энергии. Переход к конструкции спортивных лыж параболик (карв) Французская фирма «Россиньоль»,
занимавшаяся экипировкой Альберто Томбы, задумала и реализовала совершенно
особенные виды лыж. Среди них итальянский мастер отобрал ряд
моделей, которыми эффективно овладеть никто другой, кроме Альберто, так и не
сумел. Свое полное превосходство над остальными принудило многих подражать
ему в меру возможностей. Для фирмы «Россиньоль» это был период успехов и славы. Укорочение длины спортивных лыж «параболик»
Это
был второй значительный этап эволюции спортивных лыж: в течение 1996-99
гг. произошло укорочение длины лыжи сначала на 5, а потом и на 10 см. Во
всех видах горнолыжного спорта более короткие лыжи не уступали в эффективности
лыжам традиционной длины. Кроме того, на укороченной спортивной лыже под подошву
ботинка была вмонтирована специальная пластина толщиной от 10 до 20 мм. Эти
пластина имеет двойное предназначение: Техника поворотов Томбы завоевывает весь мир. Феерический успех Томбы,
начиная с конца 80-х годов, послужил стимулом выраженного изменения техники его
главных конкурентов на слаломных трассах. Швейцарец Фон Грюнинген, еще в 1992
году классифицированный среди сильнейших «гигантистов» мира, и тогда с
точки зрения техники прямо противоположный Томбе, стал переходить на более
широкое ведение лыж, на более низкую стойку, на уменьшение амплитуды
вертикальных движений, что позволило ему «оказывать сопротивление» итальянцу
вплоть до 1998 года. Вслед за Томбой эпоха Германа Майера
Уже
в 1997 году неожиданно и мощно на международную горнолыжную авансцену
вырвался молодой австриец Герман Майер. Хотя юниором он так и не был
включен в состав национальной команды, но уже на второй год участия в
соревнованиях Кубка Мира он вышел на самые передовые позиции (8 побед в гиганте
и супергиганте). В течение 1997-98 годов Герман 21 раз поднимался на
пьедестал победителей.
Подражание
технике Германа Майера и переход на его лыжи (австрийская фирма «Атомик»)
способствовали мутации гигантистов и слаломистов в австрийской команде,
лидерство которой стало подавляющим (41 медаль на соревнованиях Кубка Мира-99, в
то время как у Норвегии 10, а у Швейцарии только 6 медалей). К новой технике от молодого австрийца Бенжамина Райха. Из этого впечатляющего сильного коллектива, каким стала австрийская сборная, с 1998 года появилась новая талантливая звезда – Бенжамин Райх. Чемпион мира-97 в слаломе и слаломе - гиганте среди юниоров, он сразу же проявил себя на Кубке Мира-99, выиграв 2 слалома и один слалом-гигант. Все специалисты, ставшие свидетелями его первых успехов, отметили оригинальность его техники и сразу же предсказали ему большую спортивную карьеру.
Возможно, еще слишком рано утверждать, что этот молодой человек внёс
усовершенствование в современную технику приемов высшего мастерства, но,
безусловно, он явно отличен от Германа Майера. Сопутствующая эволюция в технике катания любителей.
Вместе
с изменениями в спортивной технике лидеров-чемпионов, как всегда, наблюдается
совершенствование горнолыжных приемов у хорошо катающихся любителей горных лыж. Остановимся на основных элементах в технике. Это – более широкое положение лыж, вход в поворот с опорой на кант верхней лыжи. Это – опора на кант путем наклона колена внутрь, которая полностью либо частично заменила собой разгрузку лыж в результате традиционного разгибания. И наконец, это – стремление к
резаной дуге или хотя бы к наименьшему проскальзыванию в конце поворота. Кроме того, укороченные лыжи становятся более маневренными и побуждают лыжника все более использовать вращательные импульсы, исходящие от коленных суставов и ступней, что редко применялось в прежней технике. Параболическая линия лыжи образуется в результате увеличения ширины носка и задника при одновременном относительном сужении ее центральной части. Последнее особенно важно для спортивных лыж, чтобы создать условия наилучшего сцепления лыжи в резаном ведении на очень жестком снегу. Такой эффект гораздо менее полезен для свободного любительского катания, что привело к необходимости создания лыж со специальным параболическим профилем «туризм». В туристском варианте лыжа чаще всего шире по всей длине, что способствует улучшению устойчивости в боковом плане и прощает ошибки в кантовании. Благодаря увеличению несущей площади лыж они лучше приспособлены для катания по любому рельефу и на различном по состоянию снегу, что в последнее время получило название «фрирайд».
Сегодня даже самые безупречные по технике горнолыжники-катальщики 80-х и более
ранних годов, чемпионы и сильные в прошлом спортсмены, сохранившие свой
стиль, а также те многочисленные инструкторы – надежные знаменосцы прежней
методики, кажутся уже совсем отставшими от моды. Быстрее и надежнее происходит как начальное обучение новой технике, так и ее совершенствование. Это особенно заметно среди молодежи, поскольку она меньше всего блокирована устаревшими техническими навыками. Наверное также и потому, что новый стиль движений более естественен по сравнению с ранее известными техническими схемами. Появление в последнее время суперкоротких слаломных моделей лыж , возможно, еще быстрее ускорит развитие техники любительского катания. Некоторые из новых лыж, кажется, напрямую удовлетворяют желаниям любителей в легкости, комфорте и эффективности. Такие лыжи длиной 160см для женщин, 170 или 180 см, в зависимости от веса, для мужчин по всей видимости скоро станут базовыми моделями лыж ближайшего будущего. Выход на первый план фрирайда, как в его традиционном виде катания вне трасс, так и в состязательных формах, сильно влияет на основную массу туристов-горнолыжников. Если не так сильно в первую очередь на технические приемы, то обязательно на выбор лыж более разностороннего назначения (лыжи-вездеходы), которые шире обычных на 4-6 мм. Основы современной горнолыжной техники и ее отдельные приемы Вернемся к основным техническим приемам выдающихся мастеров горнолыжного спорта, которые отражают его высшие достижения. Чтобы выделить их, можно просто ограничиться несколькими общими исследованиями, как это мы только что сделали выше. Но можно также дополнить рассмотрением развития отдельных элементов техники, которые все вместе составляют то, что мы называем системой горнолыжной техники. Широкое ведение лыж. Опора на две ноги. Из истории Начиная с 1956 года, мы
вместе с Жаном Вюарне, будущим чемпионом Зимних олимпийских игр 1960
года, резко выступили против узкого ведения лыж в спорте, причем если в
слаломе и слаломе-гиганте мы предлагали использовать стойку с полушироким
положением лыж, то в скоростном спуске мы ратовали за широкое ведение лыж
(знаменитая стойка «яйцо»). Преимущества
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ РЕЗАНОГО СКОЛЬЖЕНИЯ Рисунки, которые Вы увидите далее, нарисованы самим Ж. Жубером. Мы специально не перерисовывали их, лишь слегка обработали. Контурограмма 1 (2 фигуры): Первое упражнение для резаного скольжения «Уловить» технику: 1-я фигура - в положении упора наклон колена внутрь. Закрепить навык: 2-я фигура - наклон колена и усилие разворота ступни внешней ноги внутрь. Контурограмма 2:
Прочувствовать и улучшить резаную технику в широком ведении лыж. Опора на две лыжи в длинных отлогих дугах – анфиладах Контурограмма 3: Ведение дуги с опорой на две лыжи. Широкое ведение позволяет обеспечить хорошую подвижность в коленных суставах для независимого управления каждой лыжей. БОКОВАЯ ИГРА НОГ В традиционной технике выполнения входа в поворот, в движение включается все тело во взаимодействии с нижними конечностями. С другой стороны, в свое время стали появляться приемы, в которых независимо или частично независимо "работали" ноги и туловище, для этих элементов техники появился специальный термин "игра ног". Роль приемов сводилась в основном к тому, чтобы развернуть лыжи для входа в поворот, либо в сочетании с разворотом туловища в противоположную сторону (винтовое и винто-угловое движение), либо с фиксацией туловища при опоре на палку в момент укола («возврат винта»). В современной технике "игра ног" осуществляется главным образом, как в независимой подвеске, под туловищем в поперечной плоскости, по отношению ко всему телу. Движение может выполняться без, собственно, бокового смещения лыж. В этом случае речь идет о так называемой боковой игре-глиссировании. Но если боковое смещение, то мы уже имеем дело с динамичной боковой игрой ног. Боковая игра ног - глиссирование
Речь идет о переносе преобладающей опоры с нижней на верхнюю лыжу. Точнее
на то ребро-кант верхней лыжи, которое станет внутренним в новом повороте.
(переноc опоры на внутренний кант лыжи, которая станет внешней в ново
повороте). При этом туловище совершенно не участвует в перемещениях. Небольшое расслабление верхней части тела способствует выполнению бокового наклона-сваливания и принятию несколько передней стойки, о чем было сказано выше. Такая пластичная реактивность тела способствует улучшению устойчивости равновесия при входе в поворот.
Для освоения техники боковой игры-глиссирования рекомендуются многократные
спуски по линии ската с выполнением длинных сопряженных поворотов:
при этом лыжник в стойке «яйцо» во всех фазах поворота непременно сохраняет
плотный контакт лыж со снегом. Контурограмма 4: Боковая игра ног – глиссирование (Постепенный – прогрессирующий вход в поворот)
Упражнение: Пологий склон, простой перенос опоры с ноги на ногу и загрузка носка верхней лыжи. Динамичная боковая игра ног Теперь уже недостаточно простой смены опорной ноги, для того чтобы исполнять более крутые повороты на еще более крутом склоне. Первый тип динамичной боковой игры ног демонстрировал Томба уже с первых своих выступлений в большом спорте: начиная с мощной опоры на кант нижней лыжи, лыжник устремляет всю массу своего тела наверх. Вслед за этим сила бокового броска абсорбируется кантом верхней лыжи, которая начинает резать дугу нового поворота. Второй тип динамичной боковой игры: поперечное перемещение ног под туловищем. В момент переноса опоры с нижней на верхнюю лыжу делается мгновенная разгрузка лыж и смещение их вбок. Лыжник тут же загружает кант верхней лыжи либо переносит опору сразу на обе лыжи и начинает поворот. В случае сильно закругленных поворотов как только происходит боковое перемещение и особенно при возобновлении контакта лыж со снегом, необходимо придать им небольшой разворот, чтобы обеспечить начало более крутой дуги. Облегчение-разгрузка, позволяющая боковое смещение лыж, есть ни что иное, как начало авальмана, о чем мы будем говорить дальше. Как только завершается фаза возобновления контакта лыж со снегом, лыжник действует подобно описанному случаю боковой игры-глиссирования.
Боковое отталкивание с нижней лыжи и переход – приземление в резаное ведение на кант верхней лыжи.
Авальман и переход в более отлогий поворот на большей скорости Боковое распрямление При невнимательном рассмотрении техники современных чемпионов и, в частности, не обращая внимания на контакт лыж со снегом у таких мастеров, как, например, у Бенжамина Райха, может сложиться впечатление, что разгибание всего тела в начале поворота снова входит в моду. В действительности же разгибание выполняется не в момент опоры на канты, а сразу же после нее в фазе разгрузки-облегчения, сопровождая перенос опоры с ноги на ногу или боковое смещение лыж. Такое разгибание, которое мы назовем «распрямлением тела», принципиально отличается от обычного разгибания, целью которого является разгрузка–облегчение лыж. Распрямление предназначено для того, чтобы в момент начала поворота увеличить амплитуду бокового перемещения лыж относительно туловища. Всегда это происходит во время наклона тела внутрь дуги поворота. Выталкивание-смещение в сторону лыж усиливает эффект наклона и при дальнейшем продвижении создает условия большей амплитуды сгибания, что обеспечивает в свою очередь возросшую возможность амортизации сверхдавления при центробежных нагрузках. Овладеть боковым распрямлением значительно сложнее, чем навыком простого бокового смещения лыж. Потребуются долгие часы тренировок.
Авальман с боковым распрямлением для увеличения наклона внутрь дуги еще более крутого поворота. В результате приходит совершенная техника высшего мастерства резаного скольжения. Контурограмма 5 Ритмика боковой игры при чередовании коротких сопряженных поворотов
ТРАЕКТОРИЯ ПОВОРОТОВ Статус кво современной техники. Мы являемся свидетелями развития двух явлений: Повороты, исполняемые в слаломе-гиганте, супер-гиганте, даже в скоростном спуске, а также повороты хороших лыжников в свободных спусках исполняются с заметно меньшим проскальзыванием вбок лыж. И когда в поворотах исчезают эти проскальзывания, то говорят о резаной технике. Трансформируется понемногу и форма дуги. Улучшение сцепления кантов в начале поворота позволяет сильнее закруглять дугу в этой фазе и далее, а в следующих фазах поворота вести ее более отлого. Эти новшества в технике дают выигрыш во времени на спортивных трассах, а в свободном катании обусловливают более гармоничное, непрерывное резаное скольжение.
6. След-траектория: О резаных траекториях дуг. Ранний резаный вход в поворот. Укороченная разгрузка, ранний наклон тела внутрь, ускоренный перенос опоры на кант верхней (внешней в повороте) лыжи обеспечивают почти мгновенный вход в поворот. Тут же, вследствие действия центробежной силы создается сверхдавление на кант верхней лыжи (или на обе лыжи одновременно ) - условие быстрого начала резаного ведения. Равномерно-резаное ведение по всей дуге поворота. В прежней технике, именно вертикальная резкая загрузка лыж, как вследствие большого облегчения-разгрузки, так и при завершении поворота, обусловливали боковое соскальзывание лыж в повороте. Ныне сверхдавления распределены во времени и пространстве движения или вовсе устранены, в результате чего достигается продолжительное резаное скольжение на кантах по дуге. Преобладание резаного ведения в силу параболической формы кривизны лыж. Благодаря большей изогнутости боковой грани современной карвинг-лыжи при закантовке на склоне она, врезаясь в снег, сама стремится скользить по дуге. При этом радиус описываемого лыжей поворота зависит от кривизны ее собственной боковой грани. Фирма-производитель часто указывает ее усредненный показатель радиуса дуги. Однако в реальности кривизна дуги сильно варьирует в зависимости от степени закантовки, а также от реакции лыж на нагрузки прогиба и торсионного скручивания. Изменения рисунка поворота В первой части поворота: В прежней технике во время разгрузки-облегчения и последующей постепенной загрузки лыж при приземлении начало поворота было мало выраженным, или, как говорят, «смазанным». В современном карвинге, как только произошла перекантовка и опора перешла на внутренние канты, поворот «зачат». Такое начало поворота обусловлено двумя геометрическими характеристиками современных лыж. Во-первых, благодаря более «приталенной» форме боковых граней лыж. И еще и потому, что широкие лопатки носков лыж «цепляют» снег ниже (по склону) оси продольного скольжения лыж, т.е. ближе к центру поворота. Во-вторых, создаются дополнительные условия, которые ведут к ускорению и большей эффективности начала поворота. Так, загрузка носков лыж улучшает сцепление со снегом и усиливает роль этого технического элемента: При
наклоне колена верхней (внешней ноги) внутрь поворота (для того чтобы перевести
лыжу на кант) возникает двойной двигательный эффект: загрузка носка
лыжи в результате опускания вперед колена вызывает разворот лыжи,
- что облегчает начало поворота. Это воздействие переходит, тут же, на обе
лыжи. В обычном случае, в случае старой техники, в конце поворота, когда относительная "крутизна" лыжа-склон нарастает, - возникает больший боковой снос лыж. В современной технике для движения на общем заданном радиусе виража при закругленном начале поворота - вторая половина его дуги более отлогая. Отсюда уменьшение действия центробежной силы в конце поворота. Таким образом, уменьшается риск проскальзывания вниз, а лыжник, более того, даже испытывает ускорение. Важно отметить, что это чувствуют на себе, как мастера на спортивных трассах, так и любители-лыжники в свободном катании. Дуги более отлогие, но скольжение-глиссирование быстрое, резаное. В спортивной технике часто считалось, что надо стремиться спрямлять дуги и направлять носки лыж прямо на внутренний флаг следующих ворот, у которого делать очередной поворот и далее снова вперед-напрямую (Так называемый Z поворот). Сегодня всем известно, что стремление сократить таким образом путь вынуждают делать резкий разворот у древка, что ведет к торможению и следовательно к потере времени при прохождении трассы. Закругление дуг, достигаемое благодаря параболической форме лыж и развитию горнолыжной техники спусков, позволяют мастерам улучшать результаты на спортивных трассах, а любителям свободного катания добиваться легкого гармоничного глиссирования в поворотах на снегу. 7. Два вида дуг современных поворотов: 7а 7в 7с 7а - Траектория движения по дуге окружности (постоянный радиус) 7в - След (обозначен пунктиром) траектории несколько протяженнее. Но в конце дуги лыжник «выстреливает», ускоряется, что приводит к выигрышу во времени. 7с - Радиус в начале поворота минимален (дуга сильно закручена) и далее в процессе движения увеличивается (раскрытие дуги). 8. Положения тел мастеров в современной технике поворота (контуры киносъемки Германа Майера)
8а - Подача тела вперед при выходе из поворота
8в - Осаженное назад положение в конце поворота 9. Гиперсгибание в конце дуги.
НЕЙТРАЛЬНОСТЬ ТУЛОВИЩА, АВАЛЬМАН, ОПЕРЕЖЕНИЕ Широкое ведение лыж и боковая игра ног – вот наиболее характерные элементы, которые выделяют технику современных лидеров горнолыжного спорта. Есть еще один элемент не менее разительный по сути своей. Это – устойчивость положения туловища, которую мы предпочитаем называть независимой, нейтральной. Нейтральность туловища Слегка наклоненное вперед туловище в открытой стойке с выдвинутыми руками, оно скользит в пространстве как бы само по себе, плавно и без каких либо дополнительных движений. Такое стабильно устойчивое, спокойное перемещение над склоном туловища тем более удивительно, если обратить внимание на исключительную быстроту игры ног. Такой контраст вынуждает нас говорить о «нейтральности» туловища по отношению к остальной части тела. Речь идет, во-первых, о
нейтральности в вертикальной плоскости, возникающей в результате устранения
какого бы то ни было разгибания с самого начального момента
опоры-кантования. Но тем не менее, огромная инерция устремленного вниз по склону туловища играет в современной технике решающую роль. Туловище как бы выполняет функции стабилизатора-опоры для ног-подвесок и позволяет применять наиболее эффективную разгрузку лыж авальманом. При выполнении поворотов и, особенно, при сопряжении дуг вдоль линии ската, туловище служит своеобразным балансиром-регулятором, координируя в целом отдельные составляющие движений в поперечной плоскости. Эти два технические элемента, только что рассмотренные с позиций механики, едва уловимы, Однако роль их существенна.
Рисунок 10. Туловище в устойчивой позе гладко «скользит» вниз по склону Разгрузка авальманом При использовании боковой игры ног – глиссирования нет необходимости специально разгружать лыжи. Перенос опоры на верхнюю, в момент начала поворота сам по себе уже обусловливает разгрузку нижней лыжи. И наоборот, при динамичной боковой игре ног всегда можно увидеть некоторое облегчение лыж, доходящее вплоть до заметного отрыва лыж от поверхности снега. Это облегчение достигается за счет короткого подтягивания ног под туловище – прием, который еще в 70-ых годах систематически применяли чемпионы мира Г. Тоени и П. Руссель, и который был назван «авальманом». Теперь авальман принимает едва заметные формы. Он сильнее чувствуется по полученному эффекту, чем по его очертаниям. По этой причине его чаще называют «подхлестом» (начало авальмана). При этом менее чем за 0,1 сек происходит перекантовка и перенос опоры, а в целом за 0,2 сек лыжник производит боковое перемещение лыж, необходимое для начала поворота.
Рисунок 11. Мгновенный авальман разгружает лыжи и подготавливает резаное ведение Опережающее движение туловища Перенос опоры, равно как и боковое перемещение лыж, преследуют одну цель - обеспечить положение лыж "наружу" по отношению всей массы тела, как только начинается поворот и возникает эффект центробежной силы. Такое относительное смещение лыж и туловища, в действительности осуществляется двойным механизмом. Это выше описанная боковая игра ног, а также перемещение туловища вперед-вниз над лыжами, которое мы предпочитаем называть «скольжением». При сопряжении поворотов траектория туловища следует по синусоиде, которая находится все время внутри волнообразной линии, прокладываемой лыжами. Для описания «скользящего» движения мы предлагаем называть его «опережением», как о движении, которое «предшествует». Надо заметить, что этот термин совершенно отличен от прежнего понятия опережения, который обозначал просто авансированное принятие позы. Опережение туловищем также облегчает перенос опоры на несколько выдвинутые вперед лыжи, для того чтобы способствовать сцеплению носков лыж со снегом при входе в поворот. И наконец, положение ступней относительно туловища должно зависеть от задач и условий движения в повороте. Флюидность спуска чемпионов Никакое другое слово, как
флюидность (плавность, текучесть), не может более точно характеризовать
рисунок мягких, отточенных движений ведущих спортсменов мира, плавность и
строгость скольжения их лыж. Флюидность – это образ свободно стекающей воды. Это и также высшая оценка в достижении самого совершенного скольжения на лыжах.
Рисунок 12. Быстрый вход в поворот и опережение туловища. Опережающий нырок туловища способствует
переводу центра тяжести лыжника внутрь дуги Педагогика: КАК ОБУЧАТЬ НОВОЙ ГОРНОЛЫЖНОЙ ТЕХНИКЕ
Овладеть ею может также и любой горнолыжник, привыкший сам анализировать свою технику и правильно оценивать собственные ощущения на лыжах. Если это ваш случай, мы готовы оказать вам содействие и уверены, что вы добьетесь успеха и получите особое удовлетворение. Вначале отработайте в широком ведении мгновенный вход в резаный поворот в результате загрузки канта верхней лыжи.Повороты выполняйте на пологих или на средней крутизны склонах. Первостепенная задача избавиться от старых механизмов входа в поворот на узко поставленных лыжах, в частности, от закантовки с последующим разгибанием. Вторая задача: постепенно улучшать технику работы верхней ноги (наклон внутрь колена, легкий нажим колена вперед и усилие разворота). Со временем вы легко прочувствуете сами то самое опережающее «скольжение» в момент начала поворотов. Добивайтесь сверхбыстрого начала поворота. В свободном катании стремитесь всячески избегать любых резких движений, сбоев плавности скольжения. Постепенно вы откроете для себя новую ритмику сопряжения поворотов, которая скоро станет для вас обычной и самой удобной. Именно эта новая ритмика движений на лыжах, кроме того, облегчит овладение вами новых технических элементов. Сразу после входа в поворот стремитесь резать дугу на внешней лыже. Именно в этой самой ранней фазе резаного ведения вы постепенно найдете ключи к овладению новой техникой. Это, во-первых, тонкое дозирование закантовки наклоном колена внутрь. И, во-вторых, правильное размещение опоры ступни вдоль продольной оси лыжи. Очень быстро вы почувствуете, как небольшой наклон вперед облегчает резаное ведение в первой части поворота и даже по всей длине дуги, если это - повороты большого радиуса на некрутых склонах. Однако в закругленных поворотах на более крутых склонах следует в середине и в конце каждой дуги центрировать нагрузку на середину ступни. В некоторых случаях для увеличения сцепления лыж со снегом полезно бывает в конце поворота больше загружать задники лыж. При такой «опоре на задники» вход в следующий поворот происходит с некоторым опережающим выскальзыванием вперед лыж. Этот случай специалисты могут классифицировать либо как «выдвижение лыж вперед», либо как «выталкивание ступней вперед». Лыжник воспринимает ускорение при завершении дуги. Старайтесь дополнить это ускорение знакомым нырком-скольжением туловища вперед-вниз в долину. Такое движение туловища, выполненное при полном расслаблении мышц, снимает всякий риск потери равновесия и падения назад. После этого отрабатывайте
резаное скольжение на обеих лыжах. Теоретически задача звучит просто, но на
практике потребуется много времени, прежде чем научить правильно работать
внутреннюю в повороте ногу. Вследствие широкого положения лыж и наклона тела внутренняя нога согнута значительно больше внешней в повороте ноги. А внутренняя ягодица иногда почти касается каблука ботинка. Возник новый термин «гипер-сгибания». Такая техника закругления поворотов на крутом склоне с опорой на обе лыжи в конечной фазе требует высокой работоспособности ножных мышц в низко посаженной стойке. Боковая динамичная игра ног осваивается через скользящую игру ног. Этот эффект возникает почти самопроизвольно при «обкатке» резаного скольжения в самых разных условиях. Техника боковых смещений лучше шлифуется на тренировочных слаломных трассах типа анфилад, проложенных вдоль линии ската. При этом быстро осваивается ритмичный перенос ног из стороны в сторону под относительно устойчивым положением туловища. Сначала это достигается
простыми покачиваниями-перекладываниями голеней. Далее постепенно к движениям
голеней добавляются наклоны бедер. Лыжник как бы стремиться «заруливать» лыжами
вокруг каждого флага на трассе. Совершенная техническая форма
раскачиваний включает боковые распрямления тела. Рисунки к вставке № 5 (ПЕДАГОГИКА) 13.
Обучение резаному ведению |